Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 

Священник Алексий Ястребов (Италия)

 [Друк сторінки]
|ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 2010г.|  |ДОКЛАДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ 2010г| |ФОТО 2010г|


Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

1.    Важность Венеции как «места встречи»
Приступая с представлением данной книги и диска, скажу о мотивации этой работы.


Венеция имеет огромное значение в истории Церквей Востока и Запада. Этот термин, несколько избитый уже – «мост между Востоком и Западом» присвоен Венеции совершенно справедливо. Если Риму, Константинополю, Москве во взаимном общении на протяжении веков было трудно сойти со своих пьедесталов, не рискуя потерять при этом первопрестольного лоска, то в Венеции все было изначально проще, что и дало ей возможность с большей открытостью стать цивилизационным перевалочным пунктом (для идей, людей и целых национальных общин). Близкий контакт с Востоком всегда служил здесь лучшим средством дипломатии политической (вспомним примирение Фридриха Барбароссы и Александра 3), но также и церковной. Лагуна стала прибежищем для многих деятелей тогдашнего – пусть и неудачного – объединения Церквей, таких как кардинал Виссарион и бывший Киевский митрополит Исидор. Стала, наконец, центром интеллектуальной жизни, центром православной типографики. Довольно сказать, что одна из первых книг на славянском языке была напечатана в Венеции (Андрей Торесанский, 1493).

Вот почему Венеция имеет значение «узловой станции». Если хотите, нахождение здесь святых мощей множества угодников Божиих есть только следствие миссии этого города-государства. Смотря шире чисто паломнического аспекта приходим к признанию того, что эта точка на Адриатике через вековое приготовление имеет важнейшее историческое и актуальное значение именно как площадка для встречи христиан Востока и Запада. Первая православная община после падения КП была образована здесь, и нынешняя митрополия Константинопольского Патриархата тому лучшее подтверждение. Для братьев-греков Венеция не реликт, не один из старых, пережитых пунктов назначения, а реальный центр сегодняшней церковной жизни. Кстати, сейчас, с образованием межправославного епископского совета, Венеция, как кафедра греческого православного митрополита Италии, председательствующего в этом органе, хотя и не претендует на звание его штаб-квартиры, вновь заявляет о себе, как о важном центре православной диаспоры.
Для Католической Церкви Венеция это не просто маленькая епархия в длинной череде диоцезов, маленькая, кстати, даже по италийским меркам, не говоря уже о митрополиях Американских континентов, Азии и Африки. И вот это небольшое церковное образование носит до сих пор титул патриархата! Для Запада случай практически уникальный. Тоже дань истории? А звание кардинала, которое дается венецианскому патриарху? Это уже не назовешь пылью времен, это говорит о том, что кафедра является одной из важнейших в Католической Церкви, ведь ее глава может избирать Римского папу и сам может быть избранным на высшую кафедру Западного христианства.
Вот почему в перспективе столь важного межхристианского и еще более важного межправославного взаимодействия Венеция не теряла и не теряет своей притягательности до сих пор. Недаром именно здесь был образован первый «местный совет христианских Церквей», вслед за которым такие советы стали образовывать во многих епархиях КЦ. Здесь действует один из двух итальянских экуменических институтов, специализирующийся на изучении разных традиций христианства. Тут же в прошлом году прошло и учредительное заседание межправославного епископского совета.
Таким образом, видим, что Венеция открыта к диалогу на любом уровне и в любом формате, как открыта она и для православных паломников.

2.    Исторические предпосылки
Контакты Константинополя и Венеции, будучи на протяжении почти тысячелетия (VI–XV вв.) весьма интенсивными, заключались не только в политических и торговых связях, но и в важном культурном и религиозном влиянии, которое оказала империя на Республику св. Марка, первоначально входившую в ее западные пределы.
Стремление к подражанию Восточной империи, пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора, неизбежно вело к усвоению и развитию ее культурного наследия, а затем и к созиданию своего, неповторимого художественного «венето-византийского стиля». И даже после катастрофы 1204 г., в которой Венеция сыграла столь значительную роль, это влияние продолжало оставаться здесь по-прежнему заметным.
Особенно плодотворным для венецианско-византийского культурного обмена стал XI век, когда из Царьграда прибыло множество греческих мастеров для украшения базилики св. Марка, построенной по образцу константинопольского «Апостолеона».
Эпоха владычества над греческими островами, начавшаяся в 1204 г. и продолжавшаяся до второй половины XVII в., способствовала еще большему взаимопроникновению культур.
Все эти политические и экономические связи позволили многим грекам спустя века, в XV ст. и позже, обрести в Венеции свою новую родину: первая волна беженцев прибыла сюда после падения империи в 1453 г., тогда как вторая росла по мере утраты Венецией своих владений в Восточном Средиземноморье.
В самом деле, многочисленные святые мощи и чтимые византийские иконы обрели здесь новый дом – с уверенностью можно сказать, что восточная религиозная традиция оказывала и по сей день продолжает оказывать влияние на духовную жизнь венецианцев.
Почитание православных святых оставило свой след и в местном литургическом календаре: в течение веков здесь праздновалась их память, их мощи и сейчас пребывают в городских церквях. К святым реликвиям и иконам совершались торжественные крестные ходы с участием патриарха и дожа (кстати, слово «дож» произошло от латинско-византийского «дука»), а также представителей сената, религиозных братств и при стечении простого народа. Доныне в Венеции Днем города является 21 ноября – праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы (по новому стилю), когда островитяне целыми семьями отправляются в базилику Пресвятой Девы Марии «Здоровье», где каждый ставит свечу перед чтимой православной иконой «Одигитрия-Месопандитисса», привезенной с Крита.

Как некогда в Византии, многие церкви здесь носят имена ветхозаветных святых: Моисея, Иова, Иеремии, Самуила. Подобно Византии, в Венеции весьма почитались святые воины: Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, свв. Мина и Феодор Тирон, святые целители: священномученик Ермолай, мученики и бессребреники Косма и Дамиан. Особенно почитались св. Пантелеимон и свт. Николай. Даже в наши дни среди венецианцев весьма распространены православные имена: Дамиано (Демьян), Никола, Джорджо (Георгий), Данило… Это показывает, что островитяне поныне сохраняют память о своих православных корнях.
Свидетельством исключительно близкого родства с Византией явилась и православная церковь св. Георгия, считающаяся по праву наиболее масштабным архитектурно-художественным комплексом, когда-либо реализованным в Венеции иностранной общиной. Ныне это кафедральный собор митрополита Италии и Мальты КП.

3.    Этапы перенесения мощей
Важность, которая придавалась в древности приобретению мощей, неоднократно подчеркивается в дошедших до нас исторических документах. Вопросы о перенесении святынь решались на высоком государственном уровне, организаторов и участников удачных экспедиций чествовали не только духовные власти, но и сам дож. Защита от нападений врагов обеспечивалась покровительством святых угодников, а покровителями они становились в понимании людей того времени, если их мощи переносились в Венецию. «Больше мощей – больше покровителей и защитников города» – такой взгляд был распространен в Европе в течение всего Средневековья. Поэтому венецианцы, пользуясь своими довольно обширными возможностями, просто действовали согласно этой общепринятой логике.
Привезенные святыни оберегались очень ревностно. Мощевики запирались на три ключа: один из них хранился у прокураторов Сан Марко, другой – у прокуратора данного храма, третий – у его настоятеля.
Мощи привозились не только по приказу светских или духовных властей, как это было в случае с мощами свт. Николая или св. великомученика Георгия. Часто их перенесение являлось инициативой частных лиц – купцов или аристократов, как произошло с перенесением мощей апостола Марка или преподобного Космы-пустынника.
В липсанографии Венеции можно выделить несколько основных этапов или «волн» попадания святых мощей и других христианских реликвий на острова лагуны.

1. Святыни, привезенные еще первыми поселенцами. Взятые ими из их городов и селений, дабы избежать осквернения варварами, они полагались в основание новых храмов как духовный фундамент и живая, физическая связь с материком.
К этому же, полулегендарному, периоду можно отнести и деятельность основоположников и устроителей церковной жизни венецианского залива – святых епископов Илиодора и Магна, мощи которых также освятили первые базилики города.
2. Взаимовыгодное сотрудничество с Константинополем (VIII–X вв.) привело к тому, что византийские суверены посылали святые мощи в дар своему надежному партнеру на Западе. Так были подарены, например, мощи св. праведного Захарии и глава св. великомученицы Варвары.
3. По мере того как постепенно Византия приближалась к своему упадку, периоды политического и экономического подъема при отдельных государях и династиях не могли уже поправить общего положения дел. На месте областей Восточной Римской империи появились новые государства, продолжавшие сжимать кольцо вокруг Царьграда.
Итак, третья волна перенесения христианских святынь (XI–XII вв.) объясняется безвластием, царившим на землях Византии, в частности в Малой Азии, которая являлась перепутьем торговых путей и была незащищена от набегов грабителей. К этим последним приходится, к сожалению, отнести выходцев из западных королевств и зачастую самих монархов, безжалостно опустошавших никем не охраняемое наследие христианского Востока под знаменем его освобождения от иноверцев. Так были привезены мощи св. Космы-пустынника, святителей Ликийских – обоих Николаев и Феодора (1100) и другие. К этому же периоду относится кража из Константинополя мощей св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана (1110).
4. Крестовые походы вначале отсрочили падение Восточной империи, но затем сами же его и завершили. В 1203–1204 гг. IV Крестовый поход направил свой меч не против мусульман, а против христиан, став «рубиконом», через который перешла вместе со всей западной цивилизацией и Венеция, двигавшаяся притом во главе этой войны. Думается, что ни одна из насаждавшихся впоследствии уний, ни политические насилия на православных землях, имевшие место в Средневековье и в Новое время, ни практика прозелитизма со стороны Католической Церкви не раскололи так христиан Востока и Запада, как данный поход. Для республики, а именно она выиграла в первую очередь от этой кампании, экспедиция против Константинополя стала реализацией собственных имперских амбиций и полным устранением даже призрака византийского протектората.
Для нас важно отметить, что попущением Божиим, во время разграбления Царьграда, имевшего место в 1204 г. и в последующие годы до самого падения Латинской империи в 1261 г., из столицы империи и из других греческих территорий в Венецию беспрепятственно вывезено множество трофеев, среди которых – мощи святых и драгоценная утварь.
5. «Постскриптумом» к вывозу святынь из Константинополя в XIII в. служит продолжавшаяся переправка реликвий в последующие столетия, когда под ударами турок Серениссима одно за другим теряла свои средиземноморские владения. Спасенные от осквернения, в это время вывозятся с Крита (1669) честная глава апостола Тита (возвращена Критской архиепископии в 1966 г.) и икона Богородицы Месопандитисса, называемая в Венеции «Богородица «Здоровья». В XVI в. вывезена с Пелопоннеса икона Богородицы Артокоста. К тому же периоду относится перенесение из захваченного турками Константинополя мощей святителя Афанасия Великого и десницы свт. Василия Великого.
6. Возрождение почитания святых мощей в Католической Церкви на Тридентском соборе (1545–1563) и последовавшие за этим открытие и исследование римских катакомб привели к тому, что из Рима привезли мощи ряда мучеников первых веков христианства. О большинстве из них ничего не известно, кроме их имен: это свв. Павел, римский патриций, Марк Флорентиец, Венуст, Фиденций, мученица Анна, мученица Ирина и многие другие.
7. Особо следует сказать о местных венецианских святых, скончавшихся до разделения Церквей (1054) и прославившихся благочестивой жизнью или мученичеством. Это дож Пьетро I Орсеоло Святой († 978) и священномученик Герард (венгр. «Геллерт»), просветитель Венгрии († 1046). Из-за событий, повлекших за собой разрыв общения между Западной и Восточной Церквами, имена этих святых мужей не внесены в православный месяцеслов, тогда как их благочестивая жизнь и блаженная кончина в ограде Единой Матери-Церкви заслуживают изучения и достойной оценки их христианского подвига.

Так Венеция стала обладательницей уникального собрания мощей. Согласно одному каталогу XVIII ст. (Ughelli F., Italia sacra) здесь насчитывалось 49 мощей святых! Автор уточняет, что никакая другая столица, за исключением Рима, не обладала таким множеством святынь.
Однако в конечном счете и самой Венеции пришлось испытать горькую участь побежденного – в 1797 г. республика пала, и ее сокровища оказались в руках австрийцев и французов. Для Наполеона же настоящая ценность реликвий веры заключалась исключительно в их драгоценных мощевиках. Опустошение города было в первую очередь опустошением его церквей. В те годы мощи могли быть попросту выброшены за ненадобностью, как это случилось не только в завоеванных странах, но и в самой Франции.
Ряд мощей с реликвариями выкупила у французов католическая курия Венеции. Часть святынь возвращена Францией после падения Наполеона. Но значительное их число все же оказалось утраченным.
При составлении каталога святынь, таким образом, мы вынуждены иметь дело с реальностью наполеоновского нашествия, последующих политических волнений и, наконец, с сегодняшней секуляризацией религиозной жизни на Западе. Все эти факторы привели к тому, что многие храмы ныне закрыты, а святыни зачастую бесследно исчезли. Бесспорно одно: то, что описано в настоящем Путеводителе, есть лишь часть драгоценных сокровищ веры, некогда хранившихся в церквях города св. Марка.

4.    Русское паломничество и присутствие

В 1725 г. наш соотечественник, киевский монах Василий Григорович-Барский описывает Венецию, как «град прекрасный, славою и честью во всем свете сияющий дивной ради своей лепоты и чудеснаго на воде морской устроения... Славится же Венеция ... множеством мощей святых Божиих». С особой любовью православный паломник пишет о греческой церкви св. Георгия, ибо она: «зело лепотна».
Первое же знакомство русских с венецианцами состоялось намного раньше этого посещения. Так, уже в XIII ст., здешние купцы посещали с деловыми поездками Киев. А накануне Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439) в Венеции побывала русская делегация во главе с митрополитом Киевским Исидором, принявшим впоследствии унию. Иеромонах Симеон, бывший в числе делегатов, оставил воспоминания о служении русскими Божественной литургии на части мощей святителя Николая на острове Лидо.
Во время венецианско-турецкой войны 1463–1479 гг. в Москву был направлен посол А. Контарини, чтобы склонить великого князя Ивана III к союзу против турок. С ответным визитом тогда же прибыл русский посол Семен Толбузин. Завязавшиеся дипломатические отношения способствовали тому, что из Венеции в Россию поехали мастера строительного и пушечного дела. При Иване Грозном местные купцы пользовались правом торговли не только в Москве, но и в других русских городах: Пскове, Новгороде, Смоленске, Казани, Астрахани.
На рубеже XVI–XVII вв. связь Русской Церкви с греческой общиной Венеции активно поддерживал святитель Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский (память 23 июня/6 июля), прибывший на Русь вместе с патриархом Константинопольским Иеремией II, тем самым, который в 1589 г. поставил на Руси первого патриарха, святителя Иова. Будучи приближен к царям Феодору Иоанновичу (1584–1598) и Борису Годунову (1598–1605), свт. Арсений помогал угнетенным грекам, приезжавшим за помощью в Москву. В 1593 г. он пишет послание первому православному епископу Венеции, митрополиту Гавриилу, и вместе с письмом отправляет в дар собору и владыке несколько икон, а также позолоченную серебряную панагию, ныне хранящуюся в Греческом музее византийских и поствизантийских исследований. В экспозиции и запасниках музея хранится целый ряд русских икон, в течение веков пожертвованных греческому братству и храму.
При царе Алексее Михайловиче русско-венецианские контакты были весьма оживленными. Так, в 1656 г. в Венецию прибыл переславский наместник Иван Чемоданов в качестве посла на переговорах о денежном кредите, в котором нуждалась Москва. Известно, что посла ждал теплый прием в греческой церкви, а имена царя Алексея и его отца, патриарха Филарета, находим даже в т.н. «Паррисии», списке членов братства. Дипломатическая же миссия Чемоданова оказалась менее успешной – кредит русскими получен не был.
Есть сведения, что 28–30 июля 1698 г. Венецию инкогнито посетил юный русский царь Петр I, находившийся тогда в Европе в составе Великого посольства. Целью его посещения был, по-видимому, осмотр знаменитого арсенала, но первоначальный план пребывания изменился, и царь, возможно, пробыл в городе только сутки, находясь под неусыпным наблюдением тайной полиции. Остановился Петр, как полагают, в доме состоятельного грека Дзордзи («Zorzi» – искаженное венецианское «Георгий»). Вполне вероятно, что этот дом является ничем иным, как Палаццо Дзордзи, в котором ныне располагается штаб-квартира ЮНЕСКО (Castello, 4930).
Петр I интересовался не только внедрением в русскую жизнь венецианских, как бы сказали сейчас, технологий, но принял близко к сердцу и положение православной общины Венеции. Так, спустя 12 лет после его посещения греки обратились к нему, как к православному монарху, защитнику веры, с просьбой о помощи в тяжбе с вероотступником, митрополитом Мелетием Типальдосом, который, пользуясь покровительством местных духовных и светских властей узурпировал власть в храме св. Георгия. Русский царь выражает протест по поводу этого насилия в своем послании от 1710 г., сохранившемся в виде копии на латинском языке в Греческом институте.
Контакты Российского государства с Венецией поддерживались в течение всего XVIII в. вплоть до падения республики. Так, в 1782 г. с неофициальным визитом под именем графа Северного здесь находился великий князь и будущий император всероссийский Павел Петрович с супругой Марией Феодоровной, оставивший щедрые пожертвования греческой церкви. Доныне в алтаре греческого храма бережно сохраняются подаренное матерью Павла, императрицей Екатериной II напрестольное Евангелие, а также набор евхаристических сосудов и напрестольный крест из червленого серебра с позолотой.
В следующем 1783 г. из России прибыл в качестве посланника граф Сергей Романович Воронцов. При посольстве была устроена домовая церковь во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла и назначен настоятель – иеромонах Иустин (Федоров). История первой русской церкви в Венеции оказалась, увы, недолговечной. Она разделила судьбу посольства, упраздненного в 1797 г. в связи с упразднением самой Республики св. Марка. Сохранившееся здание русской дипломатической миссии в наши дни занимает пансион-гостиница «Академия».
В течение XIX ст. в городе постоянно проживали представители известных семей российской аристократии, поэтому на православном участке кладбища есть и русские надгробия. В Венеции, входившей в образованное на руинах наполеоновского вице-королевства Италии «королевство Ломбардии и Венеции» (1815–1859), действовало русское консульство.
В самом греческом храме рядом с солеей находится надгробная плита с именем Екатерины Воронцовой, урожденной Синявиной, жены посла Сергея Воронцова. Исключительного разрешения быть погребенными здесь удостоилось лишь несколько благодетелей. Достаточно сказать, что рядом с останками русской княгини покоится прах Фомы Флангини. Известно, что Воронцов спустя годы после отъезда присылал пожертвования на церковь св. Георгия.
Впоследствии Венецию посещали русские цари Александр I (1822 г.) и Александр II (1838 г.); последний – будучи еще Великим князем. Оба государя в течение ряда лет оказывали материальную помощь православной греческой церкви. Помогали ей и проживавшие тут русские или же просто проезжавшие через город наши соотечественники. Среди жертвовавших иконы в архиве Греческого института – русские имена М. Калошиной, Л. Слуцкой, обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, настоятеля русской посольской церкви в Риме, архимандрита Пимена (Благово)…
В XX в. интерес наших соотечественников к Венеции не ослабевал, некоторые из них даже завещали быть здесь похороненными. На кладбище Сан-Микеле покоится прах таких представителей мира литературы и искусства, как И. Бродский, С. Дягилев, И. Стравинский.
Венецию в разное время посещали такие наши выдающиеся соотечественники, как П. Вяземский, Ф. Достоевский, П. Чайковский, Н. Гоголь, М. Врубель, И. Айвазовский, И. Анненский, В. Брюсов, А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие. Их воспоминания, отрывки из эссе и стихи, посвященные этому городу, вошли в интереснейшую книгу Алексея Кара-Мурзы «Знаменитые русские о Венеции».

5.    Нынешний этап. Приход, его проблемы и перспективы

На фоне многовековой традиции культурного и религиозного взаимодействия здесь Востока и Запада, которую сейчас удалось лишь немного упомянуть, наша община является всего лишь новорожденным младенцем. Но как у всякого дитяти у нее есть свой генетический код, в котором заложено все славные вехи истории православия в Венеции. Именно в этом смысле мы являемся – не побоюсь громких слов – продолжателями не только русской посольской церкви Петра и Павла, но и долгой линии православного свидетельства в венецианской лагуне. Будем надеяться, что все эти задатки, положенные нашими славными предками, с благословения и по молитвам нашего священноначалия удастся развить, преодолеть болезни роста, трудности первых лет становления. Нет времени подробно останавливаться на вехах жизни общины, одной из тысяч в нашей Церкви, но хотелось бы все же сказать, что в данном случае «место красит человека», то есть вернее, «место обязывает», поэтому в таком городе приходу нужна своя церковь, которой у нас – если кто не знает – до сих пор нет! Католическая епархия дает нам в бесплатное временное пользование одну из церквей, которую мы делим с католическим приходом. Хочу выразить надежду, что придут и к нам, как уже пришли в иные приходы за рубежом, помощники, с помощью которых приход сумеет обрести свой храм.

6.    Идея книги. Идея диска
Мысль о том, чтобы написать о святынях Венеции посетила давно, с первых шагов по венецианским островам. Это не было изначально задумано, как книга. Вначале речь шла о серии публикаций там и сям в православных журналах. Но постепенно информация росла, а вместе с ней и мое неподдельное удивление тому собранию святынь, которое пребывает в Венеции.
А с другой стороны рос поток паломников, которые постоянно напоминали о необходимости такого руководства. Мне же показалось, что невозможно создать просто список мощей. Нужно было делать это, но делать с оглядкой на церковную историю этого города и государства. Объяснить «почему» здесь так много святынь. Что дело не просто в том, что венецианцы были более удачливыми, чем другие похитителями святынь, а что была и есть особая связь этого места с Востоком.
И вот за эти годы сложилась эта книга.
Что представляет собой книга? Опираясь на сказанное выше:
Повествование начинается с рассказа о том, как появился этот удивительный город, какие причины побудили жителей материка сняться с насиженных мест, войти в лодки и переправиться на пустынные островки лагуны, чтобы построить новую культурную реальность, имя которой «Венеция». Затем следует рассказ о церковной истории этого необычного государства. Летопись появления христианских святынь в Венеции завершает вводную часть путеводителя.
Пресвятая Богородица – Заступница рода человеческого перед Сыном Своим – в центре народного почитания венецианцев как в древности, так и в наши дни. Об этом и о святом покровителе республики, апостоле Марке, – первая часть путеводителя.
Главный «проспект» города – Большой канал – делит его на две части: северо-восточную и юго-западную. «Верхняя Венеция» – районы Сан-Марко, Кастелло и Каннареджо. «Нижняя Венеция» – районы Сан-Поло, Санта-Кроче и Дорсодуро. Эти шесть районов так и называются – «шестины» (итал.: sestiere). Таким образом, описываемые в путеводителе храмы разбиты по этим шестинам.
После рассказа о святынях «главного острова» (острова Риальто) в разделе «Острова» рассмотрены святыни прочих островов венецианской лагуны. Вначале описаны реликвии восточной ее части, хранящиеся в церкви свт. Николая на острове Лидо, затем –  северной части, начиная с древнейшего Торчелло.
В отдельном храме в большинстве случаев идет рассказ об истории и художественных достопримечательностях церкви, ведь без исторической справки зачастую нельзя понять причин нахождения здесь той или иной святыни. Нередко древняя история и иконография венецианских базилик достойны не меньшего молитвенного внимания, чем перенесенные и хранящиеся в них святыни, которые в свою очередь описываются следующим образом: история перенесения мощей и житие святого, иллюстрированные, где возможно, иконами и фотографиями, и расположение реликвии в храме. По возможности приводятся тропарь и кондак святому. Тропари общие ликам святых имеются в Приложении.
В рамках района-сестьере по мере перехода от одного храма к другому по предлагаемому пути следования, где это возможно, дается краткое описание маршрута, т.к. в городе весьма легко потеряться среди множества мостов и пересекающихся улочек-калле. Тут же упоминаются места, связанные с пребыванием в Венеции деятелей искусства и культуры России и Украины, поскольку город всегда был и остается центром культурного притяжения для наших соотечественников.
В основном тексте для большего удобства названия церквей и местностей даются также и по-итальянски. В конце Путеводителя имеется Указатель имен святых, где они приводятся по-русски и по-итальянски.
Наконец, прилагается Карта паломника с обозначенными на ней церквями, согласно их номеру в Путеводителе.

В 2008 году Промысел Божий привел в Венецию одного очень хорошего человека. Он делал и делает много важных и нужных дел в общецерковном измерении, но при этом не любит, чтобы в широкой аудитории называли его имя, и я не буду этого делать. Вместе с ним мы думали о перспективах развития нашего прихода, о церковном строительстве.
Проект храма, к сожалению, так и остался проектом. Это случилось в силу объективных обстоятельств, но не об этом сейчас речь. А вот с путеводителями сложилось лучше. Именно тогда у этого благотворителя родилась идея помочь нам создать видеопутеводитель «Православные святыни в Венеции». Вот этот проект «от и до» был осуществлен силами ТК «Глас». Мое имя значится там в авторах сценария, но скажу, что и сюжетная линия не родилась бы без тесного сотрудничества с гласовцами.

7.    Время работы. Благодарность за помощь. «Глас»
Отсюда ясно, что неслучайно презентация впервые проводится в Киеве. Именно отсюда пришла помощь. Ведь это, знаете, как бывает: кажется, что за границу сходятся какие-то ресурсы, благотворители особо как-то помогают. Вроде бы приходы и епархии за границей на виду и часто даже весьма ответственные лица делают довольно громкие заявления. Но на деле в основном этим и ограничивается. Будни таких «строек» в широком смысле, они совершенно иные. Сегодня пообещали выделение средств, а завтра уже начинаются проволочки... Сегодня одна власть, завтра другая. Это ведь не Россия и Украина, где с недавних пор милостью Божией власть уважает каноническую церковь, не препятствует ей в достижении своего. А на Западе Православие всего лишь одна из религиозных общин, и взаимоотношения с властями предержащими зависят от целого ряда факторов, положение наших общин везде разное. Даже искреннее расположение местных церковных и светских властей и широкие финансовые возможности нашей стороны не всегда являются решающими слагаемыми успеха церковного строительства. Ведь есть и общественное мнение, есть и другие религиозные общины, которые тоже смотрят за процессом, которые тоже могут сказать: «а мне? Мне минарет, мне ашрам, а мне мою иеговистскую молельню».

Хочу сказать слова благодарности за создание этого проекта видеопутеводителя и книги о святынях Венеции.
Руководство ТК «Глас». Особенное спасибо отцу Георгию Коваленко, поддержавшему меня тогда и всегда бывшему на связи по любому вопросу.
Съемочная группа: Максим Кондратюк, режиссер Михаил Воробьев, оператор Дмитрий Шабалкин. А. П. Побережный, Наталья Каплаух и Ольга Коржова помогали по книжке и по диску. Гласовские искусствоведы занимались подбором иллюстраций.

В заключение хочется сказать, что по этому путеводителю вы сможете свободно ориентироваться в венецианских церквях, однако для того и существует паломническая служба нашего прихода, чтобы, по благословению архиепископа Иннокентия, здесь присутствующего, помогать паломникам в поиске святынь, в настрое их на молитву. Святейший Патриарх Кирилл дважды бывал в Венеции на официальных мероприятиях и отдавал должное большому собранию святынь этого города. По договоренности между ним и кардиналом-патриархом Венеции настоятель русского прихода обеспечивает духовное сопровождение групп паломников, обеспечивает связь между паломниками и местными католическими властями, в случае желания отслужить молебен, например, и является ответственным за порядок при посещении святынь.

Все наши контакты есть в книге.

Видео по теме:






Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)