Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

Протоиерей Николай Макар (Италия)

 [Друк сторінки]
|ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 2010г.|  |ДОКЛАДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ 2010г| |ФОТО 2010г|


Ваши Преосвященства, дорогие братья и сестры!
Я очень благодарен Блаженнейшему митрополиту Владимиру, что он так высоко ставит паломническую деятельность Церкви и эту конференцию. Мы видим, как важна для церкви паломническая деятельность. Мы в диаспоре это особенно чувствуем каждый день. В Милане наш приход, наша община  не только молится у великих святынь древнего Милана, мы каждым день паломничаем к этим святыням.
В своем слове я хотел бы обратить ваше внимание, на важность Милана в наши дни...

1700-летие Миланского эдикта и паломнические поездки в Милан
Весь христианский мир готовится к празднованию в 2013 году юбилея 1700-летия Миланского эдикта, давшего свободу христианскому вероисповеданию в 313 году. Но это празднование будет не столько воспоминанием данного события, сколько глубоким и всесторонним анализом этого исторического феномена. Миланский эдикт стал плодом стойкого трехсотлетнего исповедания христианами своей веры перед преследующим его язычеством. В результате этой борьбы христианство не только выстояло, но преодолело языческое мировоззрение. Поэтому Миланский эдикт стал торжеством победы Церкви Христовой над языческим миром.
Христианство до Миланского эдикта смогло убедить многих в Римской империи в превосходстве христианского исповедания над языческими религиями. За три столетия на фоне твердой, стойкой, исповеднической христианской духовности и нравственности особенно видны стали распущенность и отчаяние язычников. Многие язычники не только удивлялись и изумлялись духовным богатством и глубиной христианских исповедников, но все более и более склонялись к принятию его и желанию укрепить свою жизнь, жизнь общества и государства этой неизреченной духовной силой христианского исповедания.
Милан – первая христианская столица
Превосходство христианства перед языческими религиями особенно хорошо видел император Константин, провозглашенный войсками в 306 г. императором Галлии и Британии. Это убеждение в нем все более и более возрастало. Это связано не только с тем, что он «был воспитан в уважении к христианской религии»  своей мамой христианкой, царицей Еленой и своим отцом, римским императором Констанцием Хлором (305-306), но и с тем, что Константин постоянно всматривался в большую разницу между жизнью своевольного и распущенного язычника и послушного закону Божьему христианина. Убеждение императора в превосходстве христианства над язычеством возросло, после чудесной победы, дарованной ему Христом Богом над жестоким тираном, римским императором Максенцием в Риме в 312 г., армия которого во много раз превосходила войска Константина. Перед сражением император Константин молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско в этом труднейшем сражении, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай".
Убежденный в истине христианской религии император Константин, став полновластным правителем Западной части Римской империи, начал думать о поддержке христианской Церкви, о прекращении гонений на христиан, о законе о веротерпимости. Для этого он отправляется в г. Милан (Медиолан), отличавшийся мирностью и веротерпением. Он, пригласил сюда правителя восточной части Римской империи Ликиния, и совместно с ним составляет и издает здесь в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости. Император Ликиний, который в Милане женился на сестре Константина Констанции, хотя и держался языческой религии и затем продолжал гонения на христиан, в это время согласился на предложение Константина предоставить христианскому исповеданию свободу наравне с другими религиями, о чем так ярко подчеркнуто в Миланском эдикте: «Когда мы прибыли благополучно в Медиолан, я — Константин-Август и Ликиний-Август подвергли обсуждению все, что относилось к общественной пользе и благополучию, то в ряду прочего, что казалось нам для многих людей полезным, в особенности признали мы нужным сделать постановление, направленное к поддержанию страха и благоговения к Божеству, именно, даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает, ... мы постановили, руководясь здравым и правильнейшим рассуждением, принять такое решение, чтобы вообще никого не лишать свободы следовать и держаться соблюдаемой у христиан веры, и чтобы каждому дана была свобода следовать той религии, какую сам считает наилучшею для себя, .... мы и христианам даровали права свободного и неограниченного содержания своей религии. ... и другим также предоставлена, ради спокойствия нашего времени, подобная же полная свобода в соблюдении своей религии, так что каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно».
И хотя Миланский эдикт - это только юридическое признание христианства, достижение, так называемого паритета, равенства всех религий и свободного права каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии, для Церкви Христовой этого было достаточно, чтобы начать более активно проповедовать и нести свет Евангелия в общество Римской империи, в сердца язычников. Это знал и в это верил равноапостольный император Константин, помня слова Христа Спасителя о Евангельской закваске, которая меняет все: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф 13: 33; Лк 13: 21). Константину было достаточно Миланского эдикта, чтобы удержать в равновесии общество Римской империи, состоявшее в основном из язычников. Для этого он даже сам не крестился до самой своей смерти, не становился членом Церкви Христовой, чтобы не противопоставить себя языческому обществу, будучи при этом по всей своей жизни и деятельности примерным христианином. Эта позиция дала ему возможность широко способствовать Церкви возрастать, распространяться и утверждаться в обществе Римского государства. В житии равноапостольного Константина прямо говорится: «Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве» . Эта широкая императорская поддержка Церкви особенно ощутилась в 323 г., когда Константин, преодолев императора Ликиния, все еще гнавшего христиан на Востоке, воцарился как единственный император над всей Римской империей и распространил действие Миланского эдикта на всю восточную часть империи.
Таким образом, равноапостольный Константин стал первым христианским императором, а г. Милан – первой христианской столицей, где он начал свою деятельность как христианский правитель, издав Миланский эдикт, ставший началом христианской эры в Римской империи, давший возможность уже первому христианскому императору во многом преобразовать общество и направить его по христианскому пути. Милан помог императору спокойно изучать ситуацию в государстве, видеть возможные пути утверждения христианства в обществе, и даже помощи Церкви в борьбе с ересями и расколами. Особенно ярко об этом свидетельствует созванный им первый Вселенский собор в г. Никее в 325 г.
Исследуя возможности распространения христианства в Римской империи, равноапостольный Константин увидел, что для утверждения Церкви Христовой в Римском государстве важно развитие паломнической деятельности, которая поможет не только христианам развивать и совершенствовать свою жизнь во Христе, но и ищущим истины и смысла жизни, приближаться к Богу, находить Его, общаться с Ним и насыщаться Его благодатью, утверждаясь в христианской жизни. Собственно паломническая деятельность Церкви начинается с деятельности святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. Она отправляется в Святую Землю для отыскания мест, связанных со Христом Спасителем, Пресвятой Богородицей, св. апостолами и многими событиями ветхозаветной и новозаветной священной истории.
Начала равноапостольная Елена эту свою деятельность с отыскания древа Честного и Животворящего Креста Господня, особенно чтимого императором Константином. Именно знамением Креста Иисус Христос вдохновлял императора в сражениях и укреплял в христианской вере. Чудесное и славное обретение Креста Господня св. Еленой в 326 г. в старой каменоломне под языческими капищами стало настолько великим торжеством Церкви Христовой, что было запечатлено в годичном цикле церковных праздников, как двунадесятого праздника Господня.
Так величественно началась деятельность равноапостольной Елены в Святой Земле. Затем царица отыскивала и другие святые места в Палестине, которые были уничтожены еще в начале второго века при императоре Адриане. Решив стереть все следы неугодных ему религий, император полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией Kапитолиной, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру святого Гроба и уничтожил другие святые места христиан в Палестине.
Святая царица Елена отыскивала и расчищала священные места, связанные с земной жизнью Спасителя, воздвигнув в Вифлееме, на месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения, и на других местах по всей Святой Земле множество храмов.
Эта широкая деятельность императора Константина по христианизации Римской империи, начатая в Милане, привела его к идее создания новой столицы в обновляющемся государстве. Этим местом стал город на Босфоре Византий, куда 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи и нарекает его Новым Римом, Константинополем.  И хотя столица империи была перенесена в Константинополь, Милан еще продолжал оставаться резиденцией римских императоров и играть роль христианского центра.
Святитель Амвросий Медиоланский и значение города Милана
Особенно важным христианским центром Милан становится во время архипастырского служения святителя Амвросия Медиоланского в 374-397 гг., которого император Валентиниан I (364 – 375 гг.) назначил в 373 г. наместником двух провинций северной Италии – Лигурии и Эмилии (современные Пьемонт и Ломбардия) с центром в Медиолане.
Святитель Амвросий был прекрасным, честным и справедливым светским правителем, за что его народ очень любил и уважал. И когда стал вопрос о выборе епископа в 374 г. после смерти арианского епископа Авксентия, народ единогласно просил своего светского правителя принять архиерейский сан. Амвросий отказывался принять епископский сан, зная трудность архипастырского служения, но народ умолял его стать Миланским епископом и обратился к императору, с просьбой повлиять на Амвросия. Император, очень ценивший миролюбивое и справедливое правление Амвросия, был весьма рад такому единогласному избранию его на церковное правление. Когда Амвросий узнал о желании императора видеть его на епископской кафедре Милана, он понял, что это -  воля Божия, и повиновался ей.
Но приняв архиерейский сан, святитель Амвросий много послужил здесь, преодолев арианство, просветив язычников, и укрепив духовную и литургическую жизнь Миланской Церкви. Также он принял на себя особенную и очень трудную миссию – воспитание христианских правителей и императоров. Будучи до епископского служения светским правителем, святитель Амвросий прекрасно знал, как важно правителю быть честным, справедливым, примерным христианином перед народом, которым он управляет. Поэтому имея этот опыт,  святитель Амвросий принял на себя это особенное служение и помогал правителям и императорам идти этим духовным христианским путем. Он прекрасно знал, если они будут активно в себе преодолевать старые языческие привычки, то и их подданные будут стараться подражать им.
Это служение свт. Амвросий начал уже через несколько дней после архиерейской хиротонии, когда он в беседе с императором Валентинианом Старшим прямо обличил неправильные действия городских судов. Император, внимательно выслушав справедливые обвинения в адрес властей, сказал святителю: «Давно мне известна правдивая смелость твоей речи, поэтому я не только не препятствовал твоему избранию во епископы, но и сам содействовал этому. Итак, исправляй наши погрешности, как велит Божественный закон, и исцеляй неправды душ наших».
Это были, воистину, пророческие слова, ибо на протяжении всего своего архипастырского служения Амвросий Медиоланский настойчиво исправлял погрешности императоров, помогая им все более и более утверждаться в христианском устроении.
Внимал словам святителя и сын Валентиниана I Грациан, правивший Западной Римской империей в 375 – 383 году. Для того, чтобы точно следовать учению Православной Церкви, император Грациан попросил свт. Амвросия написать сочинение о Святой Вере, что святитель исполнил, изложив этот вопрос в пяти книгах. На все важные дела император просил благословения миланского епископа, и особенно, в борьбе с врагами. Император Грациан всегда слушался епископа и исполнял его пожелания, как бы трудно ему это не было. Так, например, убрав по настоянию свт. Амвросия из зала римского Сената жертвенник богини Победы (Виктории), перед которым давались языческие клятвы, он вызвал сильное негодование язычников во главе со знаменитым оратором Симмахом, римским сенатором. От императора потребовали возвратить статую богини на прежнее место. Но Грациан, выслушав доводы Амвросия, отказал язычникам в этом требовании. Слушая свт. Амвросия, император вел всестороннюю борьбу с языческим наследием. Он охотно  упразднял языческие привилегии, отписывал в казну средства, расходовавшиеся на языческие празднества, секвестровал земли жрецов.
Но, к сожалению, не все в императорской семье были верными членами православной Церкви и слушали медиоланского святителя. Были у святителя и непримиримые враги. Особо непримиримым врагом свт. Амврося была Юстина, жена императора Валентиниана Старшего, мачеха Грациана. Она, будучи арианкой, всячески старалась препятствовать и противодействовать служению свт. Амвросия вместе со своим сыном Валентинианом II, который взошел на Римский императорский престол после смерти императора Грациана в 383 году. Благодатью Божией и авторитетом медиоланского епископа злые ухищрения Юстины терпели поражение. В 388 г. мятежник Максим вторгся в Италию, заставил императора Валентиниана II с Юстиной бежать на Восток к императору Феодосию и просить у него помощи. Максим, который пренебрег увещаниями и предупреждениями святителя Амвросия, был разбит войсками Феодосия.
Победа Феодосия не только стала началом мира в Западной Римской империи и ее примирения с Восточной. Она ознаменовала собой прекращение гонений на Православную Церковь. Во время войны умирает Юстина, а Валенитиниан II, послушав Феодосия, присоединяется к Православию. Это открывает новый этап для святителя Амвросия в его архипастырском служении. Восточный император Феодосий, хотя и принадлежал к Православной Церкви и знал об авторитете миланского епископа, но не представлял себе величие духовной силы этого архиерея. Поэтому, окрыленный победой над мятежником Максимом, император Феодосий гордо въезжает в Медиолан как освободитель Западной империи, совсем не подозревая, что эта победа дарована ему Богом по молитвам святителя Амвросия. Вместо того чтобы возблагодарить Господа за одержанную победу, император в Медиолане, упиваясь своей властью, неправедно судит конфликт евреев с христианами в одном из городов Востока, наказывая христианскую сторону. Свт. Амвросий, находясь в это время далеко от Медиолана, пишет императору письмо с просьбой о восстановлении справедливости. Гордый Феодосий, не подозревая, какое великое дерзновение перед Богом имеет святитель Амвросий, игнорирует его обращение. Но, насколько сильным было безразличие императора к судьбам христиан, настолько глубоко прошло в его душу обличение свт. Амвросия, когда тот на проповеди обратился к Феодосию от лица Божия со словами: «Я вывел тебя из ничтожества и сделал царем. Я предал в твои руки врага твоего и покорил тебе все его полчища. Я даровал царский престол твоему потомству. Я сделал то, что ты без труда одержал победу, а ты даешь повод к торжеству надо Мной моим врагам». Это всенародное обличение императора в несправедливости показало Феодосию, какой это необыкновенный епископ и он изменил свое решение в пользу христиан, но далеко еще не покаялся в своей гордости.
Вскоре император Феодосий вновь прогневил Бога в страшным преступлением. Пылая страстью мести к фессалоникийцам, убившим его друга Ботериха, начальника Фессалоник, он послал войско в этот город, которое умертвило около 7 тысяч жителей, в том числе стариков и младенцев. Свт. Амвросий, чувствуя свое призвание влиять на духовное состояние не только западноримского императора, но и на восточного, с пастырским дерзновением обличил Феодосия в преступлении и, призвав к публичному покаянию, наложил на него епитимью, запретив причащаться. Император Феодосий, зная о величайшем авторитете медиоланского епископа, сразу подчинился этому требованию. Восемь месяцев император не входил в храм, пребывая с кающимися и принося публичное покаяние. Свт. Амвросий этим показал, что перед Богом все равны, и император в том числе. К тому же, после принятия Феодосия в церковное общение, медиоланский святитель допустил его к Причащаению только вместе с народом, а не в алтаре с духовенством, как было принято. Это так сильно повлияло на духовное состояние императора Феодосия, что возвратившись из Милана в Константинополь, он продолжил причащаться вместе с народом. На вопрос патриарха Нектария, почему он не причащается в алтаре по царскому обычаю, император отвечал: «Не знал я различия между царем и епископом, а теперь знаю, научившись от учителя правды – Амвросия, который один заслуживает того, чтобы называться епископом». Исследователи деятельности свт. Амвросия сравнивают его с другими великим харизматическим личностями. Так, например, Анжело Пареди в своей работе «Святой Амвросий Медиоланский и его время» (Милан, 1991)  пишет: «В воображении народа образ Амвросия обретал масштабы Иоанна Крестителя перед Иродом, пророка Нафана, обличающего Давида» ( стр.237).
Медиоланский архипастырь сумел воспитать в Феодосии настоящего христианского императора, который во всем и всегда слушал своего епископа. Первым плодом этого влияния святителя явился указ императора Феодосия I, который запрещал исполнять смертный приговор в течение тридцати дней после осуждения во избежание судебных ошибок.
Но если Константинополь и весь Восток наслаждался миром, благодаря последовательной и уравновешенной политике православного императора Феодосия, слушающего миланского епископа, то Западная империя, воевавшая в лице арианской императорской семьи со свт. Амвросием, наоборот, способствовала возрождению в Риме язычества. Валентиниан II, хотя и перешел в православие, но справиться со своим языческим окружением так и не смог. Усилившиеся язычники, умертвив Валентиниана, возвели на императорский престол Евгения, который был по имени христианин, а внутренне язычник, возрождающий  идолослужение и языческие суеверия. Пылая ненавистью ко всему христианскому, Евгений приказал не только открыть идольские храмы и приносить языческие жертвы, но поспешил в Медиолан расправиться со свт. Амвросием, который писал ему увещания и предупреждал о суде Божьем, что еще больше раздражало правителя. Не найдя свт. Амвросия в Медиолане, и посчитав, что он и так в его руках, Евгений поспешил расправиться с его духовным сыном, благочестивым христианским восточным императором Феодосием - своим главным соперником. Не зная, какой силой исполнены молитва и слово миланского святителя и как велико послушание Феодосия Богу, Евгений, кипевший ненавистью и злобой, начал сражение и, будучи сразу же разбит войском восточного императора, бесславно погиб. Император Феодосий же еще раз увидел, какое великое дерзновение перед Богом имеет свт. Амвросий и славный путь истинного христианского императора.


Сыновья Феодосия унаследовали после его смерти в 395 году империю: Аркадий – Восточную, Гонорий – Западную и продолжили христианское правление своего отца, слушая, как и он, во всем медиоланского архипастыря. Каким примером был император Феодосий Великий для своих сыновей в нескольких словах свт. Амвросий описал в своей речи на его погребение: «Феодосий, имея власть над всеми, как отец, предпочитал прощать, нежели, как судья, наказывать. Часто видели мы, что виновные перед ним содрогались и не имели никакой надежды, однако прощены были». Особенно важным был этот пример правления отца для Западного императора Гонория, который продолжил искоренение языческого наследия жестокости, произвола и мести.
Свт. Амвросий влиял на окружение императора и, прежде всего, на его первого министра Стилихона, о чем свидетельствует одно событие. Гонимого Стилихоном Крискентия, свт. Амвросий принял под свою защиту, но министр послал солдат и силой забрал его. Однако когда леопарды напали и умертвили солдат, выполнявших приказание, Стилихон раскаялся в этом злодействе и отпустил Крискентия к святителю, увидев в этом наказание Божие за свое жестокосердие и ненависть. После этого случая министр Стилихон стал прислушиваться к мнению святителя и очень надеялся на него. Узнав о том, что святитель умирает, Стилихон воскликнул: «Это смертельный удар для всей Италии!» Он поспешил окружить епископа духовно близкими ему людьми, чтобы те испросили ему вымолить себе у Бога продления жизни. “Я не так жил между вами, - ответил святитель, - чтобы мне стыдиться жить; но я не боюсь и умереть, так как у нас есть милосердный Господь.”
Это служение Великого медиоланского святителя стало образцом воспитания христианских правителей. Поэтому святитель Амвросий, будучи таким великим авторитетом в Церкви, обществе и государстве, всегда особенно почитался в христианском мире, а для Милана, он остался навсегда небесным покровителем города.
Поэтому к мощам свт. Амвросия постоянно приходят не только миланцы и его почитатели из Италии, но прибывают из многих других стран, чтобы помолиться этому великому святителю и попросить его помощи и заступничества. К его мощам всегда прибывало много паломников из разных концов мира, чтобы поклониться и почтить свт. Амвросия, а также множество других святынь города Милана.

Видео по теме:



ФИЛЬМИ ЗА ТЕМОЮ

 Святині Білорусі. Полоцьк

Святині Білорусі. Полоцьк У цих трьох серіях фільму про святині Білорусі розповідається про давньоруське місто Полоцьк, про Спасо Преображенську церкву XII та її чудові фрески, а також про Хрест Преподобної Єфросинії Полоцької.

 Святині Білорусі. Жировичі (дві частини)

Святині Білорусі. Жировичі (дві частини) Ця свята обитель з давніх-давен є оплотом Православ'я на Білорусі. Монастир, що виник через кілька років після явлення чудотворної ікони Божої Матері, ніколи не закривав своїх воріт перед прочанами, які приїжджали з усіх кінців землі вклонитися Жировичському образу Цариці Небесної.


Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)