Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
 

На Святой Земле отпраздновали День рождения Елизаветы Фёдоровны

 [Друк сторінки]
1 ноября исполнилось 154 года со Дня рождения преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны. Её мощи почивают в одном из монастырей Святой Земли. К этому празднику Паломническим Центром Украинской Православной Церкви, Русской Духовной Миссией в Иерусалиме и Елисаветинским монастырём города Минска было организовано паломничество в Израиль. Предлагаем вашему вниманию впечатления участников поездки.

Идея организации поездки созрела ещё в начале 2018 года, поскольку приближалась дата столетнего юбилея со дня смерти Алапаевских мучеников. В жизнеописании святого можно найти несколько важных дат – день монашеского пострига, день смерти, именины, но День рождения Елизаветы Фёдоровны (а он приходится на 1 ноября) – мне кажется самым «человечным» и «человеческим» праздником. Именно человеческое тепло и участие ощущаешь, когда приходишь к ней в обитель в Гефсимании.

Я бывал у неё много раз, и каждый раз это чувство было похожим. Кажется, что тут живёт мама или заботливая старшая сестра – женщина с большим человеческим сердцем. Очень хотелось, чтобы к её мощам попали прихожане Елисаветинского монастыря города Минска. И вот, после нескольких месяцев подготовки, обе части группы – украинская и белорусская – встречаются в израильском аэропорту. Но недельное паломничество по Израилю – это жизнь в миниатюре. И к Елизавете Фёдоровне мы попали далеко не сразу.

Сначала была Страстная Пятница – путешествие по Крестному пути иначе не назовёшь. И неважно – какой месяц на календаре. Тут всё время есть ощущение, что где-то там, за пёстрой торгующей толпой ведут Человека, который несёт на себе тяжеленное бревно. За Ним на земле остаются капли крови, которые быстро впитывает дорожная пыль. На Него почти никто не отвлекается – все заняты торговлей. Разве что на минуту кто-то оглянется и в недоумении пожмёт плечами – раз ведут на казнь – значит заслужил. Сегодня к торговцам добавились многочисленные туристы с фотоаппаратами. Группа паломников с крестами в руках, распевающая скорбные песнопения – чем не повод для очередного селфи? Мы на секунду попадаем в объектив, а потом теряемся в пёстрой толпе, также как и Он, идя к Голгофе.

Ненадолго шум базара остаётся позади. Мы входим в Александро-Невское подворье. Плотность памятников здесь такова, что, не сходя с одного места, ты одновременно видишь три Иерусалима. Первый – тот, в котором распяли Христа. Другой – языческий город, с чудным именем Элия Капитолина. И третий город, в котором Христу уже посвящают храмы. У выхода с подворья видим княжескую приёмную – доказательство того, что Романовы – полноправные граждане «Русской Палестины».

Потом был Храм. У него два названия. Одно говорит о том, что Христос умер, другое – о том, что Он воскрес. Мне ближе второе. Потому скорбные песнопения у Гробы мы оставляем и поём о Воскресении Христовом. Много раз замечал, что такую радость ощущаю, только если я с паломниками. Бывал здесь один – ощущения совсем не те. Понимаю, что паломники мне гораздо нужнее, чем я им – человек с микрофоном.

Петляя по улицам Старого города, доходим до резиденции Иерусалимского Патриарха. Здесь нас ждёт встреча с Предстоятелем одной из древнейших Православных Церквей – Патриархом Феофилом III. Приветствуя группу, он сказал: «Я рад, что у вас есть возможность побывать на Святой Земле. Это – великое благословение для каждого верующего сердца. Здесь произошли главные события Священной Истории. Эта земля обагрена кровью Спасителя, здесь во Гробе было положено Его пречистое Тело и здесь произошло главное событие человеческой истории – Воскресение Христово. Благодатное влияние Святой Земли ощущают на себе даже те, кто никогда не читал Библии. Они чувствуют на себе преображающую силу этих мест. Эта земля является живым свидетелем и участником священных событий и рассказывает о них по-своему – без слов, лишь прикасаясь благодатью к сердцу человека».




Накануне Дня рождения Елизаветы Фёдоровны мы собрались на территории Сергиевского подворья в Иерусалиме. Совпадений тут нет – здание носит имя супруга великой княгини Елизаветы. Великий князь Сергей Александрович Романов до самой смерти возглавлял Императорское Православное Палестинское Общество. Главная цель этой организации – забота о паломниках. Тут понимаешь, что забота – это ещё и защита. Подворье напоминает настоящую крепость с башней и бастионами. В здании Народной трапезной встречаемся с архимандритом Александром (Елисовым) – начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Вечер посвящён памяти Елизаветы Фёдоровны, а потому речь, в первую очередь, о ней.

Архимандрит Александр (Елисов): «Когда-то Елизавета Фёдоровна выразила своё сердечное желание быть погребённой в Иерусалиме. Через многие годы её слова дивным образом исполнились – стараниями игумена Серафима (Кузнецова) мощи Елизаветы Фёдоровны были вывезены из России, охваченной гражданской войной. Она упокоилась у подножия Елеона, в Гефсиманской обители. Русская Православная Церковь Заграницей и Русская Православная Церковь Московского Патриархата по очереди прославили Елизавевету Фёдоровну в сонме святых, и великая княжна стала тем символом, который помог объединиться двум течениям в православии. Сегодня, во времена смут и расколов, она тоже остаётся символом единства. Приезжая на поклонение к её мощам, плечом к плечу становятся православные разных Поместных Церквей. Вот и в вашем паломничестве Елизавета Фёдоровна стала символом единения верующих двух стран – Украины и Беларуси».

Потом слово взяла сестра милосердия Зинаида Лобосова – она напомнила всем о судьбе Елизаветы Фёдоровны, а потом рассказала про обитель в её честь, действующую в Минске: «Перед тем, как говорить о нашей обители милосердия, хочу привести слова преподобномученицы Елисаветы: «Кажется, мне с самого детства хотелось помогать страждущим. Прежде всего – тем, кто страдает душой». И в нашей обители на первом месте как раз стоит помощь душевнобольным людям, которые имеют различные психиатрические диагнозы.
Эта помощь потребовалась внезапно – по просьбе одного из пациентов психиатрической больницы, который желал принять участие в таинстве исповеди и причастия. Это было в 1994 году. Увидев священника – а это был протоиерей Андрей Лемешонок, больные люди душой почувствовали присутствие Божие. После этого последовали другие многочисленные просьбы. Для того чтобы подготовить людей к участию в таинствах, отец Андрей благословил посещать больницы своим духовным чадам и вести огласительные беседы. Это положило начало нашему сестричеству, которое и сегодня служит людям».


Прозвучал на вечере и мой доклад. В нём я сделал анализ всех случаев взаимодействия Романовых со Святой Землёй. Ни один из императоров этой династии так и не добрался до Гроба Господня, но служить Святой Земле, по слову одного из них, было «желанием сердца». Интересы русских паломников в Палестине очень часто представляли великие князья. Весь XIX век был исполнен этих «высочайших паломнических поездок». Благодаря этому, среди топонимов Святой Земли появилась масса русских наименований – площадь Москвы, Александровское, Мариинское, Елисаветинское и Сергиевское подворья. Самую высокою колокольню в Иерусалиме и сегодня называют «русской свечой». Под неусыпным контролем Романовых росла и крепла «Русская Палестина». В «Русалим» стремился каждый русский паломник. Для него эта страна стала образом далёкого и желанного царства – того самого, которое «не от мира сего».

Кульминацией поездки стала литургия возле мощей виновницы торжества. Пока из-за Елеона выкатывалось солнце, заливая светом знаменитый Золотой купол, в храме Марии Магдалины шла служба. Её возглавил иерей Роман Гультяев – клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Ему сослужил иерей Александр Пашковский – клирик Елисаветинского монастыря города Минска.


Отец Роман поздравил паломников с праздником и отметил, что 1 ноября отмечает День рождения не только преподобномученица Елизавета, но и праведный Иоанн Кроншадтский: «Между этими праведниками общее не только то, что они родились в один день. Они оба занимались делами любви и благотворительности. Отец Иоанн открыл множество так называемых «домов трудолюбия». Таких заведений было по всей Руси около ста. Судьбу Елизаветы и отца Иоанна соединил Император Александр III. Иоанн Кронштадтский не раз встречался с монархом, и последняя их встреча произошла, когда император лежал на смертном одре. Отец Иоанн держал царя за руку, когда его душа переходила в небесные обители. Было это как раз 1 ноября по новому стилю – в День рождения Елизаветы Фёдоровны. Мы наблюдаем удивительное переплетение судеб этих праведников».

После Дня рождения Елизаветы Фёдоровны, мы уехали из Иерусалима, навсегда оставив в этом городе часть своего сердца. Наш путь лежал на север страны – в солнечную Галилею. Кана Галилейская и гора Фавор, Магдала и гора Блаженств – эти топонимы в очередной раз заставили встрепенуться и нарисовать в уме удивительные картины из земной жизни Господа. В какой-то момент разум отказывался верить, что Тивериадское море способно гневно пениться и пугать рыбаков штормом. Въезжая в гостеприимный Назарет, не хотелось вспоминать, что его жители когда-то пожелали сбросить Иисуса Христа со скалы. А среди сада Каперанумского монастыря как-то странно было вспоминать слова Спасителя: «И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься». Группа искренне наслаждалась красотами Галилеи и так не хотелось возвращать её к мысли, что с Фавора Господь пошёл в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, а Его путешествие по Гадаре завершилось так и не успев начаться – только потому, что утонувшие свиньи были иудеям дороже слов неизвестного проповедника.

Утро перед вылетом было не очень спокойным. Первоначально планировалось просто сесть в автобус, попрощаться с Галилеей и отправиться в аэропорт, к своему самолёту. Опоздание ко времени вылета – страшный сон организатора. Но как тут уедешь, если на календаре – воскресный день, да ещё и праздник в честь Казанской иконы Богородицы. Группа согласилась пожертвовать завтраком, чтобы сэкономить время для литургии. Руководство Миссии разрешило нам послужить в храме Марии Магдалины, что на русском участке в Магдале. Туда же на службу приехала группа сербов во главе с Епископом Моравичским Антонием. Импровизированный церковный хор образовался прямо из наших паломников. Дима, Лариса, Наталья, Марина и Ксения, – с вами готов теперь и в разведку и в поход. Больше ста человек из Сербии, Беларуси и Украины заполнили собой крошечный храм и площадку возле него. Владыка Антоний сказал проповедь на двух языках – сначала на русском, потом на сербском. А может и наоборот – я не помню точно, поскольку и то и другое было близко и понятно: «Мы усыновлены Богородицей в тот момент, когда со Креста Господь сказал любимому ученику – «Се Матерь Твоя». С тех пор каждый образ Богородицы – место молитвы миллионов её чад. В особенности мы почитаем Её Казанский образ, который стал символом объединения русских земель».

Эпилог. Говорят, что когда Елизавета Фёдоровна впервые вошла в православный храм – она не знала, как выразить чувство, которое её охватило. Она была воспитана лютеранкой и не умела делать земных поклонов. И тогда (вот уж настоящая аристократка!) она стала по очереди замирать перед каждой иконой в глубоком книксене, склоняясь до самой земли. Только так она смогла выразить то, что почувствовала впервые.

Думаю, что каждый, впервые приехав на Святую Землю, обязательно испытает чувства, которых здесь никак не ожидает. Не все они будут выражены в общепринятом «формате». Святая Земля – совсем не такая, какой мы рисуем её в своём воображении, читая Библию. Она удивляла, и будет удивлять человечество, пока небо не совьётся как свиток и Священная История не закончится там, где она началась – в Иерусалиме.


Александр Ворсин
сотрудник Паломнического Центра
Украинской Православной Церкви

























































Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)