Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 

Дневник паломника. Из Киева по Европе. Часть 1

 [Друк сторінки]
Дневник паломника. Из Киева по Европе. Часть 1

Текст и фото Дудченко Андрей, священник




День 1. Отъезд во Львов

Итак, выехали мы из славного города Ирпеня после молебна 30 июня примерно в полдень.

Группа наша в этот раз была небольшой - всего 15 человек, включая организаторов, а вот автобус оказался не просто просторным, а более чем. На его двух этажах места хватало всем, чтобы нормально высыпаться во время трех ночных переездов, вытянув ноги, а не изображая из себя свернувшееся в клубок домашнее животное, как это было в прошлом году. Правда, внешний вид автобуса был, скажем так, не в стиле пилигримов: но благодаря яркой расцветке его было хорошо заметно издалека.


Не спеша двигаясь по украинским дорогам, которые вовсю ремонтируются к предстоящему Евро-2012, мы прибыли к вечеру в первую точку для ночлега. Этой точкой оказался мотель неподалеку от Львова. Неподалеку - это значит 20 км, расстояние, вполне достижимое на такси (50 грн до центра города). Мотель возле заправки Shell, где в клетке живет самый настоящий медведь. Взрослый бурый мишка, заведенный одним из прежних хозяев и так и оставленный доживать свой звериный век за железными прутьями.

Вечерний Львов встретил нас гостеприимными кофейнями и обновленным центром. Оказалось, что плотно и вкусно поужинать в центре города в ресторане можно вдвоем на 100 с небольшим гривен, ну а о качестве сваренного в этом городе кофе не стоит и говорить: оно выше всяких похвал. Ритуальный обход центра: авеню Свободы - площадь Рынок - армянская - Доминиканец - памятник Федорову - римская "катедра", у которой так приятно посидеть за чашечкой ароматного кофе… Последняя возможность пополнить мобильные счета - и можно возвращаться в отель: выезд завтра в 7 утра.



 

День 2. Ченстохова

Залог успешной поездки - дисциплина и ранние отъезды. Мы не ошиблись, что всю дорогу назначали отъезд не позднее 8 утра, а иногда даже в 6. Это давало возможность ранним вечером прибыть в пункт назначения и не торопясь осмотреть город.



Пройдя границу без задержек, часов около 16 мы прибыли в Ченстохову, где в монастыре паулинов на Ясной Горе хранится древний образ Божией Матери. Это одна из самых почитаемых святынь в Польше. Поляки называют образ "черной Мадонной", а город Ченстохову - вторым ватиканом.

Предание гласит, что написана икона была самим евангелистом Лукой. Но на самом деле это византийская икона, датируемая VI-IX веками. Она попала на Русь, возможно, после крещения князя Владимира вместе с греческими священниками. Достоверно история иконы прослеживается с XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович, основатель города Львова (первоначальное название Лемберг) привез ее в Белз. Там икона прославилась многими чудесами. Позже князь Владислав Опольский перевез икону на Ясную Гору возле города Ченстохова, где был построен мужской монастырь паулинов (название ордена - в честь святого Павла Фивейского, одного из первых монахов в египетской пустыне). Так, с 1382 года икона стала Ченстоховской.

Образ, который мы видим сегодня, более позднего происхождения. Это плод труда неумелых "реставраторов". В XV веке на монастырь напали гуситы - чешские реформаторы - и разграбили его. Гуситы хотели вывезти икону, но легенда гласит, что возок со святыней не мог тронуться с места, удерживаемый невидимой силой. И тогда грабители сбросили икону на землю и ударили ее мечом по лику.

После надругательства гуситов над иконой ее отвезли в Краков ко двору короля Владислава Ягелло. Реставраторы пытались исправить повреждения, но краска не держалась. Поляки не знали, что византийские мастера для фиксации темперных красок применяли расплавленный воск. Горе-реставраторы в итоге соскоблили икону и написали ее заново по чистой доске. При этом они нанесли и отметины от удара мечом.

 

В середине XVII века под Ченстоховой произошло знаменитое сражение со шведами, описанное Генриком Сенкевичем в романе "Потоп". Взяв Краков и Варшаву, шведы уже торжествовали. Но в сражении под Ясной Горой польские войска, намного уступавшие в численности неприятелю, одержали победу. Это вызвало подъем патриотических настроений в стране и привело к освобождению Польши от шведов. Король Ян Казимир тогда обнародовал во Львове манифест, которым провозгласил Ченстоховскую Божию Матерь покровительницей Польши.

В Ченстохову приезжают тысячи людей. А однажды тут собралось более миллиона паломников. Это было в августе 1991 года, во время проведения католического Всемирного дня молодежи, когда мессу на поле у монастыря служил папа Иоанн Павел II.

Мы остановились в Ченстохове минутах в 20 ходьбы от Ясной Горы в гостевом доме сестер-францисканок семейства Марии (Rodziny Maryi). В одном большом и уютном доме сестры-монахини живут, молятся и принимают гостей. Комнаты сдаются по 6 евро за человека в сутки, стоянка на территории. Поскольку мы не договаривались заранее (договаривались с другим гостевым домом, но там оказались условия ниже приемлемых и не было места для стоянки автобуса), то всех наших паломниц разместили в одной большой чистой и светлой комнате. Мужчинам повезло больше, потому что их было меньше. А больше всего повезло пану ксёндзу, то есть мне. Нас с супругой разместили в комнате для почетных гостей с фортепиано и большим овальным столом.

Монастырь расположен по улице кардинала Стефана Вышинского, ведущей прямо на Ясную Гору. Католическая Церковь называет Стефана Вышинского слугой Божьим. Этот кардинал в 1985 году обратился к варшавским студентам с речью, в которой сравнил последствия абортов с временами фашистской оккупации: "Мы могильщики, ибо позволили вновь заработать в нашей стране крематориям. Сегодня в одной из больниц Польши существует печь, где сжигаются тела детей, еще не успевших родиться… Мы не имеем права проклинать оккупантов, разжигавших в прошлом печи крематориев в Польше, так как сегодня сами делаем то же. Давайте прекратим говорить о тысячах погибших от рук врагов, ибо число убиенных нами в последнее время во много раз превышает число замученных в концлагерях".

Немного отдохнув, мы пошли в монастырь. В Ченстохове регулярно проводятся мероприятия для тех или иных групп людей. Однажды я попал сюда на молодежные дни, когда в храме богослужение совершалось под аккомпанемент гитары и пели все присутствующие. В этот раз на Ясную Гору съехались польские учителя и воспитатели. По этой причине икону не закрывали на ночь серебряной шторкой, и всю ночь в капелле шли богослужения.
Ченстоховская икона размещена в специально построенной для нее каплице (часовне, капелле) - небольшом храме, примыкающем к главному собору. Икона находится высоко над алтарем (на западе алтарем называется то, что у нас - престолом). В практике православного благочестия принято целовать предметы почитания - иконы, мощи, реликвии. На Западе же отношение к объектам почитания более сдержанное. Вокруг алтарной части устроен проход, по которому паломники проходят на коленях, так что в середине этого пути они оказываются прямо под иконой. Таким путем прошли и мы.

Все стены часовни, состоящей из трех частей, кроме алтарной, увешаны "экс-вото": различными дарами, которые верующие оставляли то ли в благодарность за исцеление, то ли при молитвенной просьбе о нем. На стенах - костыли, золотые или серебряные фигурки рук, ног, глаз, других человеческих органов, таблички с надписями…



Поднялись мы и на стены монастыря, по которым устроена "крестная дорога". В Западной Церкви есть особый чин, соединяющий процессию, молитвы и размышления. На протяжении маршрута крестной дороги, который может быть как внутри храма, так и на открытом пространстве, помещаются 14 скульптурных композиций или изображений, соответствующие 14-ти остановкам крестного пути. Остановки ("стации") изображают путь Иисуса Христа на Голгофу: от осуждения на смерть до погребения. Собственно крестный путь с особым молитвенным чином наша группа прошла позже, в Лурде.



В 9 часов вечера не только вся каплица Образа Матери Божией, но и площадь перед нею оказалась заполнена народом. Начался "Апель" (Apel) - особенная ясногорская служба, которая совершается здесь с 1953 года. Богослужение прославляет Матерь Божию - Королеву Польши. После вступительных гимнов и проповеди следует одна из "тайн" Розария - молитва к Богородице "Аве Мария", соединенная с размышлением над радостными или скорбными событиями из Евангельской истории. Все молящиеся хором читают рефрен к "Аве Мария":

Święta Maryjo, Matko Boża, módl się za nami grzesznymi,
teraz i w godzinę śmierci naszej. Amen.

(Святая Мария, Матерь Божия, моли о нас грешных,
ныне и в час смерти нашея. Аминь.)

Это богослужение транслируется польским католическим радио и телевидением в прямом эфире.




Вернувшись поздно вечером в свои "покое", как по-польски называются гостиничные номера, мы заснули с предвкушением дальнейших странствий.





День 3. Прага

Дорога из Ченстоховы до Праги была совсем неутомительной. Хотя и Польша, и Чехия уже в Шенгене, при пересечении границы чешские пограничники проверили наши паспорта. Отель наш стоял на воде. Назывался он поэтому ботель = бот + отель.





Разместившись в номерах, мы скорее пошли гулять в старый город. Всего один вечер, а для Праги этого, действительно, мало. Нас сопровождал Петр, брат одного из студентов ирпенской налоговой академии. Он уже несколько лет прожил в Праге, но, как выяснилось, даже он не смог сказать, где находятся мощи святой Людмилы Чешской. А я заранее не успел посмотреть в интернете, поскольку и поездка моя была под большим вопросом, и надеялся, что в Праге нам все покажут. Теперь уже прочитал, что мощи святой Людмилы находятся в музее в базилике святого Георгия, куда почему-то очень сложно попасть.

Мы не спеша осмотрели центр города, пройдя пешком вдоль набережной от нашего ботеля. Увидели знаменитые часы, которые нас вовсе не удивили. Купили сувениры, отведали знаменитого чешского пива и кухни и направились через Карлов мост к собору святого Вита. На Карловом мосту стоят скульптурные композиции Страстей Христовых. Прага была христианской столицей, а сейчас присутствие веры среди населения практически не ощущается, в отличие от Польши, которая на каждом шагу подчеркивает свою религиозность.


 


В соборе святого Вита покоятся мощи внука святой Людмилы - мученика князя Вячеслава Чешского, причем голова отделена от тела и хранится отдельно в реликварии. Сам собор - готический, кафедра Пражского архиепископа. Полное название собора - святых Вита, Вацлава и Войтеха. Здесь же усыпальница богемских королей. Собор строился с XIV века по XX. Святой Вит (Витт) - римский раннехристианский мученик, пострадавший в 303 году при Диоклетиане. Из Википедии можно узнать, что в XVI веке в Германии существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день именин. Для некоторых эти танцы стали настоящей манией, и впоследствии обычные пляски стали путать с хореей - нервным заболеванием, которое иначе называли "пляской Святого Вита". Правая рука (десница) святого Вита хранится в пражском соборе.






День 4. Страсбург


На четвертый день мы транзитом пролетели Германию, остановившись только один раз, да и то не на заправке. Страсбург - самый крупный город Эльзаса, сразу после границы. Французы и немцы много столетий спорили за Эльзас и Лотарингию, и эти территории переходили то в одни, то в другие руки. Последний раз они закрепились за французами после Второй мировой войны. В Эльзасе красивые горы, аисты и ароматные вина.



Страсбург встретил нас дождем. Я поехал с водителями ставить автобус на паркинг. Это оказалось далековато от отеля, но на паркинге выдали бонусные билетики на трамвай, и минут через 20 комфортабельный трамвай домчал в центр. Отель наш был в двух шагах от собора, возле памятника Гуттенбергу. Пока дошел от остановки до отеля (метров 200) - вымок до нитки.




Центр Страсбурга необычайно красив. Особую атмосферу создают фахверковые дома - у которых несущей основой служит конструкция из деревянных диагональных балок, расположенных под различными углами. Каждый дом неповторим. Весь центр города - так называемый "Большой остров", Grande Ile, на реке Иль, занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


 


Жемчужина Страсбурга - готический собор XI-XV вв. из розового песчаника, привезенного из Вогез - эльзасских гор. На протяжении двух столетий собор был самым высоким зданием мира. Асимметричный собор с одной башней вместо двух напоминает лебедя.



Площадь перед центральным входом - одна из красивейших в Европе. Помимо изобилия готической лепки и витражей, достопримечательность собора - астрономические часы, созданные в 1832 году. Механизм часов показывает орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию (отклонение при вращении) земной оси - один оборот занимает 25.800 лет. Ежедневно в астрономический полдень (для Страсбурга это 12:30) часы показывают "парад апостолов": движение вращающихся фигур.


 



По Страсбургу хорошо просто бродить. Не торопясь, поворачивая в переулки, рассматривая дома и витрины, останавливаясь в уютных местах, чтобы выпить бокал местного вина или пива. Знаменитые эльзасские сорта: сильванер, пино блан, рислинг, гевюрцтраминер, мускат и токай пино гри.


День 5.  Гора святой Одилии, Сен-Николя-де-Пор

На следующее утро мы поехали в Вогезы. Здесь, в 45 км к юго-западу от Страсбурга, находится гора святой Одилии (Mont Sainte-Odile, 764 м.) с бывшим монастырем на вершине. Эту гору считали священной еще задолго до христианства. Кроме монастыря, тут есть так называемая "языческая стена" - мегалитическое сооружение длиной около десяти километров, сложенное примерно из 300 тыс. каменных блоков. Гору считали священной и римляне, владевшие этими местами около четырех столетий. Теперь же название горы хранит память о святой Одилии - слепорожденной дочери местного герцога, чудесно исцеленной после крещения и основавшей монастырь на этой горе.

Легенда гласит, что отец хотел убить слепорожденную девочку, но мать спрятала ее в женском монастыре в Безансоне. Девочка прожила там до 12 лет, но так и не была крещена. И вот, епископ Регенсбурга святой Эрхард во сне увидел ангела, повелевшего ему идти на Рейн. Эрхард пришел в монастырь, где воспитывалась девочка. Он преподал ей христианское учение и крестил ее с именем Одилия, что значит "дочь света". И вот, с принятием крещения девочка прозрела. Вскоре она основала монастырь на горе, стала его первой аббатисой, а впоследствии там же и упокоилась. Случилось это 13 декабря 720 года. Мощи святой покоятся в монастыре. На иконах или в скульптуре святая Одилия изображается с посохом и раскрытым Евангелием, на страницах которого глаза как символ прозрения.

Мы послужили краткий молебен у раки с мощами, осмотрели территорию, насладились видами на горы Вогезы и виноградники Эльзаса. Две небольшие часовенки у смотровой площадки внутри выложены прекрасной мозаикой. На монастырской территории теперь отель, где течет неспешная жизнь приезжающих насладиться местными видами, винами и воздухом. К сожалению, от монастыря остались только здания, но хотя бы они поддерживаются в надлежащем состоянии.



Спустившись по серпантину с горы, мы отправились в Париж, по пути заехав в небольшой городок, где в соборе хранится частица мощей святого Николая Чудотворца. Фаланга его пальца помещена в реликварий в форме благословляющей руки. Сам город носит имя святого: Сен-Николя-де-Пор (Saint-Nicolas-de-Port). Этот городок на территории Лотарингии стал центром паломничества после перенесения сюда частицы мощей в 1098 году. Здесь возникло почитание святого Николая как особенного покровителя детей. Отсюда, видимо, и происходят "корни" Деда Мороза: сначала протестанты, отказавшиеся от почитания святых, стали дарить детям подарки не на день святого Николая (6/19 декабря), а на Рождество Христово, а потом уже, в эпоху оскудения веры, из этого обычая родился образ Деда Мороза, одаривающего детишек на новый год.

Мощи святого Николая скрыты в нише. Бросаешь монетку - шторка поднимается, и можно увидеть реликварий. Возле этой ниши - боковая часовня, посвященная святому. Мы послужили здесь краткий молебен и поехали дальше.

К вечеру прибыли в Париж. Отель наш сети Mercure группы Accor hotels в восточной части города возле Лионского вокзала порадовал приличным уровнем сервиса. С размещением в Париже нам помог Борис Герасимов, руководитель организации с громким названием "Международный центр научного и культурного обмена". Благодаря ему отель дал значительную скидку. К счастью, рядом с отелем оказался паркинг для автобусов - ура, не надо долго искать! Это значит - дальше свободное время.







День 6. Париж


Воскресное утро началось бы с литургии в соборе Александра Невского на рю Дарю, как это было в прошлой поездке. Здесь кафедра архиепископа Команского Гавриила, главы Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Легендарный храм, где служил владыка Евлогий (Георгиевский), где еще мальчишкой пономарил Александр Шмеман… Среди прихожан - много потомков той еще волны эмиграции. Их можно отличить по особому языку - дореволюционный с легким французским акцентом. Когда я служил здесь впервые, было такое чувство, что стираются границы и ты прикасаешься истории. А в крипте этого собора служит православный франкофонный приход. Будущее православия на Западе - в использовании не эмигрантских, но местных языков.


На фото слева собор св. Александра Невского








Слева - протодиакон Андрей Свинарев, мой однокурсник по Киевской семинарии и академии . Справа -  Изображение Бога-Отца приходской совет постановил закрасить как неканоничное

Но сейчас - понедельник, службы в храме нет, поэтому едем по нескольким важным для паломников объектам.

Церковь святого Этьена на горе святой Женевьевы, рядом с Пантеоном (Сен-Этьен дю Мон). Здесь покоились мощи покровительницы Парижа святой Женевьевы. Покоились - потому что после французской революции сохранились только рака и фаланга руки. Остальные мощи сожгли на Гревской площади - традиционном месте казней. В нашем церковном календаре имя святой пишут по-латински - Геновефа. Жила в V веке, город тогда не выходил за пределы острова Сите (это остров, где стоит собор Парижской Богоматери). С юности вела аскетическую жизнь. В 451 году, орды Аттилы вторглись в Европу, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен. Сразу после смерти Женевьеву стали почитать святой. А еще Женевьева - духовная сестра преподобного Симеона Столпника, на иконах их порой изображают вместе, хотя они никогда не видели друг друга при земной жизни.














Слева - здесь покоились мощи св.Женевьевы до французской революции. Справа - частица в ковчеге - все, что осталось от мощей святой

На улице - палящее солнце, паломники устали слушать рассказ и скорее стремятся внутрь, в тень храма. Да и мне хочется под крышу. Рядом с церковью у соседнего здания - длинная очередь. Оказывается, это библиотека святой Женевьевы, одна из самых посещаемых в Париже:

А неподалеку, на улице Горы святой Женевьевы (rue de la Montagne Sainte-Geneviève) - книжный магазин издательства "ИМКА-пресс". Здесь во времена Союза печатались авторы, запрещенные в СССР. Тут впервые были опубликованы многие книги, сыгравшие заметную роль в истории русской литературы, например, "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына. Тут же издавались и христианские книги, которые потом подпольно завозились в Советский Союз. Руководит издательством Никита Струве, внук русского философа и политического деятеля Петра Струве. Никиту Алексеевича с семьей можно встретить на литургии в Александро-Невском соборе.




Отсюда едем в самый центр. Мадлен - с виду не скажешь, что это христианский храм:

Тут в ковчеге у алтаря покоятся мощи одной из первых свидетельниц Воскресения Христова - равноапостольной Марии Магдалины:

 

В храме ведутся службы. Тут же в этом году оказалась выставка современного искусства - несколько странные инсталляции и даже непонятно, как такое можно размещать в храме. Меня, непривычного к такого рода соединению храма и современного искусства, несколько коробит от увиденного.



Дальше движемся на остров Сите, к собору Парижской Богоматери. Этот один из самых известных в мире готических соборов, но без шпиля, стоит на месте первой парижской церкви - базилики святого Стефана, которая, в свою очередь, была построена на месте языческого галло-римского храма Юпитера. В архитектуре собора еще заметны отголоски романского стиля Нормандии. Как и в других готических храмах, стены здесь не расписаны. Но этого не ощущается: храм полон цвета. Такой эффект создают многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Здесь, в сокровищнице собора, хранится одна из величайших христианских реликвий: Терновый венец Спасителя. Раньше его выносили на поклонение лишь раз в год, в Великую Пятницу. А последние годы, во многом благодаря притоку православных паломников, Терновый венец выносят каждую первую пятницу месяца. Однажды мне довелось быть на этом поклонении. Вместе с католиками в процессии, обходившей собор внутри по периметру со священной реликвией, участвовал и православный священник. Несмотря на разделение, святыня объединяет христиан. Огромный собор был полон народа. Но никакой давки. Все происходит чинно, верующие подходят по порядку, ряд за рядом. Молодцы католики в плане организации массовых мероприятий. Этому удивлялся позже и в Лурде, где масса людей, но никакой давки.

Терновый венец в числе прочих святынь был продан королю Франции Людовику IX, прозванному Святым, после захвата Константинополя крестоносцами. В августе 1238 года король, снявший с себя все регалии и обувь, встречал святыню за 40 км от Парижа и вместе со своим братом нес ее на плечах. Вскоре очень быстро, за пять лет, для хранения реликвий была построена Сен-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры. На ее строительство было затрачено в два раза больше средств, чем заплачено за сам Терновый венец. Здесь также хранилась частица древа Креста Господня и один из гвоздей, вбитый в тело Христа. А шипы от Тернового венца, которых было около 70, в качестве дара были направлены соборам и храмам различных христианских стран.

 
Далее мы пошли поклониться мощам святой равноапостольной царицы Елены. Они покоятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль на улице Сен-Дени. Когда-то здесь проходили ежегодные собрания Королевского братства Святого Гроба Господня. Здесь мощи св.Елены, положенные под алтарем, пережили период Парижской Коммуны, когда пострадали многие святыни. И по сей день мощи скрыты в саркофаге, их не видно, но документы подтверждают их существование: последнее вскрытие проводилось в 1922 году.

Мощи св.Елены когда-то покоились в Риме в храме священномучеников Маркеллина и Петра, откуда их украл один французский монах по имени Тёджис, получивший исцеление по молитвам к св.Елене. Монах привез их в свой монастырь в Шампани - кстати, в тот самый, где дом Периньон изобрел игристое вино, которое с тех пор называется шампанским, - но монаху не поверили, что мощи подлинные. Собрали комиссию, которая изучила вопрос и послала делегацию в Рим на разведку. Когда монахи вернулись, то не только подтвердили подлинность реликвии, но и сообщили о папском благословении на пребывание святыни во Франции.

После этого - свободное время. Мы в этот раз проехались по Сене на экскурсионном речном трамвайчике. Когда проплываешь под многочисленными мостами, люди, которые стоят наверху, машут руками. Ну и туристы не отстают. Получается весело. На катере с нами оказалось много индусов. Когда катер тронулся, они как одичали: вскочили с мест и заполнили все боковые проходы, мешая обзору. Но все равно это не испортило прогулку. Катер сделал почетный круг сначала вдоль острова Сите, потом к Эйфелевой башне, вокруг статуи Свободы (это копия той, что в Нью-Йорке - ту американцам подарили французы, а это ответный подарок) - и назад. А вечером нас пригласил в гости отец Андрей Свинарев - мой однокурсник по семинарии и академии, ныне единственный протодьякон собора св. Александра Невского. Провели вечер в его уютном доме.






Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)