Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
 

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ч.1

 [Друк сторінки]

АНАТОЛИЙ ХОЛОДЮК. МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 1


Поклонение святым реликвиям и вера первых христиан в то, что священные останки тел и даже вещи святых имеют благодатную силу, передаваемую верующим от соприкосновения к ним, началось на германских землях приблизительно в IV столетии. На территории древнебаварских земель – в VII-VIII вв., что было особенно характерным для христиан таких поселений, как Фрайзинг и Ашхайм, где ок. 600 г. была построена первая деревянная церковь. (1, c. 45). Христианство среди обитателей баварских земель кельтского происхождения и с примесью племен из этрусков, винделиков, нориков, рециев и бойев cтало распространяться миссионерами Корбинианом, Рупертом, Эммераном, Марином и Анианом и др.



В традиции западной Церкви такой объект религиозного почитания, как святые мощи, принято называть "реликвиями" (лат. – reliquiae). Под ними именуются останки тела и вещи, непосредственно связанные с библейским персонажем или святым (2, c. 246). На Западе существует классификация подобных реликвий. Так, к "высшей категории" относятся останки святых, включая кровь, волосы и даже их пепел. Ко второй – предметы, принадлежавшие святому или тесно связанные с его жизнью и смертью (одежда, личные предметы, орудия мученичества и др.). К третьей – предметы, находящиеся в непосредственной связи с реликвиями первой и второй категорий. (там же, с. 246-247).

Поиск верующими разного рода реликвий начался еще на заре истории христианства, когда император Константин Великий превратил христианство в официальную религию Римской империи, а его мать – царица Елена посетила Святую Землю в поисках мест и реликвий, связанных с библейской историей. В Иерусалим устремились последовавшие за ней пилигримы для собирания реликвий. Однако только во времена Крестовых походов, начавшихся в ХI веке, в землях Западной Европы, в том числе и в Баварии, появилось значительное количество реликвий из Святой Земли.

Наибольшего расцвета понимание того, что христианские святыни в виде мощей (реликвий) являются носителями благодатных сил, достигло в XII-XIII столетиях, когда паломничества стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили их в германские земли. Почитание реликвий считалось "формой проявления народного благочестия", созвучной древним обычаям германцев. Среди новообращенных христианизированных германских племен было широко распространено почитание мощей, поощряемое папой Григорием I Великим (ок. 540-604; в православной традиции – Григорий Двоеслов). Своими трудами Григорий Великий в значительной степени сформировал новый Христианский Запад, а его толкования библейских книг и проповеди стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.



Перенесение и собирание реликвий имело важное значение для баварцев потому, что оно знаменовало собою распространение на их земле святости и одновременно повышало статус того храма, где находились реликвии. В Средневековье местонахождение на европейской карте чтимых реликвий было особенно важным для пилигримов, пересекавших из всех направлений баварские земли с целью поклонения святыням. Уже в XVII–XVIII вв. за большое количество имеющихся в столице Баварии бесценных христианских реликвий Мюнхен называли в народе "Баварским" или "вторым Римом".
Появление здесь многочисленных реликвий было не случайным явлением. Коллекция мощей христианских святых возникла в эпоху Контрреформации как ответ на реформаторские идеи Мартина Лютера и его сторонников, нанесших удар по позициям Католической церкви. Своей главной целью движение Контрреформации ставило на восстановление и укрепление в баварском народе авторитета католической веры и Церкви.

Между 1583 – 1597 годами в Мюнхене были построены основные центры Контрреформации — иезуитская церковь св. Михаила (St.-Michael-Hofkirche, ныне – Jesuitenkirche St. Michael) и иезуитский колледж, где можно было получить образование в духе обновленного католицизма. Сама церковь св. Михаила превратилась в духовный центр Контрреформации. Мощи святых неразделенной Церкви доставлялись сюда исключительно из Вечного Города.

Собирание мощей для верующего народа Баварии благословил Папа Римский Павел IV (1476-1559). Именно в церкви св. Михаила и было положено основание собранию святых мощей. Первоначально они хранились в церковном здании и возведенной в 1569 году рядом с ним главным алтарем Крестовой часовне. В восьми боковых часовнях церкви св. Михаила мощи поместили в специально изготовленные напрестольные и настенные реликварии, чтобы пилигримы имели возможность свободно подойти к ним для поклонения и созерцания через стекло костных останков. Большая коллекция святых мощей "Святыня" (Heiltümer) параллельно создавалась и баварскими герцогами для Резиденции в Мюнхене. Время появления мощей в церкви св. Михаила и в Мюнхенской Резиденции совпадает с годами правления Вильгельма V Благочестивого (15481626) – герцога Баварии с 1579 по 1597 гг. из рода Виттельсбахов. Герцог Вильгельм V воспитал и своего сына Максимилиана в ненависти к протестантизму.
Во время правления герцога Вильгельма V всё некатолическое население под угрозой расправы вынуждено было покинуть земли Баварии. Герцог сформировал специальный "Духовный совет", в задачи которого входило наблюдение за религиозной ситуацией в государстве. В 1597 году он передал бразды правления сыну, и Максимилиан I Баварский (1573–1651), герцог (с 1597 г.), а позже – курфюрст Баварии (с 1623 г.) значительно усилил влияние католицизма в баварских землях. В 1609 году Максимилиан I Баварский стал главой Католической Лиги и активно проводил политику Контрреформации. Вместе со своими братьями – архиепископом Регенсбургским Филиппом-Вильгельмом (1576-1598), архиепископом Кельнским Фердинандом (1577-1650) и герцогом Баварско–Лейхтенбергским Альбертом VI (1584-1666) Максимилиан I продолжил дело отца по сбору святых мощей и значительно расширил коллекцию для церкви св. Михаила и Богатой капеллы Мюнхенской Резиденции (3, с.151-153). Курфюрст получал новые святыни в качестве дара от правителей Рима, а также приобретал их в Трире, Ахене, Кельне и у знати Западной Европы. Коллекция мощей появилась и в других баварских городах – Фрайзинге, Регенсбурге, Аугсбурге, Нойбурге-на-Дунае и в аббатстве Андехс.

В период Контрреформации в Баварии стали строиться роскошные католические храмы, поражавшие своим внешним видом и богатством интерьера. Противники Мартина Лютера в Мюнхене доказывали отпавшим верующим, что к началу XVI в. Католическая церковь, обладавшая колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами, играла огромную политическую и экономическую роль в баварских землях. В связи с этим обратимся и к материалам выставки, проходившей осенью 2013 года в Музее Линденбюль тюрингского города Мюльхаузен. Ее название – "Напрасно о смерти. Повседневная жизнь и благочестие накануне Реформации", где представленные более 300 экз., рассказывают о повседневной религиозной практике народов Центральной Германии до 1500 г. Материалы выставки, анализируя обстановку в Германии в конце XV в., опровергают мнение о кризисе католицизма и обмирщении Церкви. Многие немцы, получившие образование в гуманистическом духе, "верили осмысленно" и отличались "сверхрелигиозностью". Выставка опровергает утверждение, что "дореформационная эпоха была мрачным временем", заявил представителям СМИ куратор экспозиции, церковный историк Хартмут Кюне. Отсюда и название выставки — "Напрасно о смерти". "Реформация Лютера была не реакцией на снижение роли Церкви и религии, а возникла от процветающего благочестия," — cчитает Кюне.

В эпоху Контрреформации в Западной Европе повсеместно создавались новые монашеские ордена, среди них и орден иезуитов, благодаря которому в Католической церкви возрос интерес к хранению и почитанию святых мощей. Одно из иезуитских поселений возникло в 1544 году и в Мюнхене, где монахи решили упрочить позиции католицизма. Епископы Рима поддерживали начинания баварских герцогов, направленные против протестантов, а потому деятельно и щедро передавали Мюнхену мощи христианских святых.

Имеется еще одно обстоятельство, ставшее причиной приобретения в середине XVII столетия Мюнхеном святых мощей. Завершилась Тридцатилетняя война (1618-1648) и еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632-1634), уничтожившей треть населения города. В 1632 году шведский король Густав Адольф в ходе боевых действий захватил Мюнхен, столицу Баварского герцогства, счастливо избежавшую разграбления шведами. И ныне в самом центре города на его главной площади Мариенплатц возвышается 11-метровая колонна Девы Марии (так называемая "Патрона Баварии"), возведенная в 1638 году курфюрстом Максимилианом в знак благодарности за то, что Мюнхен уцелел во время шведской оккупации. С 1613 года эта фигура Божией Матери находилась в алтаре главной мюнхенской церкви Фрауенкирхе. Измученные бедствиями долгой войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Богоматери своему городу, стали оказывать большее почитание великим христианским святыням. Одной из них стали для мюнхенцев мощи святых Космы и Дамиана Аравийских.

В 1648 году Максимилиан I приобрел их в Бремене. В 1649 году их торжественно доставили из Бремена в Мюнхен, в церковь святого Михаила. Задолго до этого события, в 1576 году в Мюнхен из ставшей протестантской Саксонии перенесены останки св. Бенно (1010-ок.1106/1107), хранящиеся ныне в Домском (Пресвятой Богородицы) соборе Мюнхена. C 1580 г. св. Бенно считается покровителем Баварии и Мюнхена.

Реликвии высоко ценились и были востребованы верующими в Баварии. Однако наряду с подлинными реликвиями начали появляться и фальшивки. Известно, что предприимчивые дельцы прочесывали Римские катакомбы, где были погребены первые христиане с целью отыскать целые тела. Без сомнения, некоторые из них принадлежали первым мученикам, но многие – нет. В XVI-XIX вв. в столицу Баварии и в несколько баварских аббатств привезли из Римских катакомб останки первых христиан, которых торжественно помещали в богато оформленные реликварии и далее почитали их как святых, хотя они не были канонизированы, а верующим была не известна история их жизни. Так, в мюнхенской церкви св. апостола Петра появились мощи св. Мундиции и cв. Гоноратия. Мощи "катакомбных святых" украсили и церковь цистерианского аббатства в Фюрстенфельде под Мюнхеном.


"Реликвии-скелеты" из Римских катакомб помещали в специальные стеклянные витрины или прятали в ниши боковых алтарей. Скелеты пышно украшали драгоценными камнями, дорогими тканями с золотыми и серебряными нитями или подвесками. Внешне такие инкрустированные мощи "катакомбных святых" выглядели жутковатыми особенно в глазах детей и иных верующих. В XVIII в. останки скелетов стали убирать с глаз долой или покрывать тканью те реликварии, где они находились. В церкви св. Михаила и в Мюнхенской Резиденции мощи "катакомбных святых" вообще отсутствовали.
Благочестивое отношение баварцев к реликвиям пережило и трудные времена, связанные с закрытием ордена иезуитов во второй половине XVII века и секуляризацией в Германии в 1803 году, когда повсеместно ликвидировалась церковная собственность. Последствия проведенной секуляризации значительно ослабили интерес к собиранию мощей и почитанию реликвий. Многие из них бесследно исчезли в Мюнхене или оказались под спудом – глухо запечатанными в дорогостоящих реликвариях. Только в одном 1773 году после упразднения в Баварии ордена иезуитов власти вынуждены были частью своих церковных сокровищ оплачивать долги военной контрибуции. В период между 1877-1920 гг. в церкви св. Михаила бесследно исчезли и украдены более 700 уникальных святынь, а до этого в ней насчитывалось 4756 реликвий. Некоторые из бесценных реликвий по счастливой случайности были надежно припрятаны верующими и позднее они оказались в хранилищах Мюнхенской Резиденции.


АНАТОЛИЙ ХОЛОДЮК



Мюнхен







Церковь св. Михаила в Мюнхене






Реликварий с мощами святых Косьмы и Дамиана





Реликарий с главой св. Бенно





Украшенные фрагменты скелетов "катакомбных святых"






Украшенные фрагменты скелетов "катакомбных святых"





Литература
Pfister P. Leben aus dem Glauben. Das Bistum Freising.1.Anfange, Korbinian, Bistumorganisation. – Lingolsheim-Strasbourg: Editions du Signe,1989.
Райан Д. Загадки Библии.- М.: Астрель, 2011
Rezidenz München. Amtlicher Führer. – München. Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser, Garten und Seen. – München, 1966.
Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, 2011.


Паломнический Центр при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной Церкви тел. +38-044-383-04-11 +38-044-383-04-22 +38-044-383-04-12 +38-050-265-55-42 (MTC) +38-097-545-42-55 (Киевстар) +38-098-126-49-10 (Билайн) факс +38-044-529-02-92 e-mail: pilgrimsua@gmail.com сайт: pilgrims.in.ua



Ваши отзывы, предложения, фотографии святых мест, дневники путешествия или статьи о паломничестве присылайте нам по адресу pilgrimsua@gmail.com или по почте. Ваши материалы будут опубликованы на нашем сайте (pilgrims.in.ua) в разделах «Отзывы о нас» и «Впечатления». Поделитесь рассказом о святыне с теми, кто еще на пути к ней!

ФИЛЬМИ ЗА ТЕМОЮ

«Сокровища царицы Елены». Фильм!

«Сокровища царицы Елены». Фильм! Где хранится Терновый Венец, кем найден Хитон Спасителя и почему Плат Пресвятой Богородицы находится во Франции? Этим и другим вопросам посвящён документальный фильм-исследование о христианских святынях.

Ахен, или первая попытка объединения Европы. Неизвестная Европа

Ахен, или первая попытка объединения Европы. Неизвестная Европа Карл Великий собирает в новую столицу великие христианские святыни из Византии, Иерусалима и Рима.

 Людвиг Второй- безумие или стремление к святости.Неизвестная Европа

Людвиг Второй- безумие или стремление к святости.Неизвестная Европа В этой церкви собрано самое большое число святынь Баварии, в том числе мощи святых Косьмы и Дамиана, святой Екатерины, святого великомученика Пантелеимона.

САНДАЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Неизвестная Европа

САНДАЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА. Неизвестная Европа Особым благословением королю Пипину, первому Каролингу и его потомству, стал дар папы Захария - сандалия Господа Иисуса Христа.

Великие святыни Ахена

Великие святыни Ахена В Ахене постоянно пребывают cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого: риза Приснодевы Марии, которая была на ней в ночь Рождества в Вифлееме; окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, бывшая на Нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя; пеленки (пелены) Богомладенца Иисуса Христа.

СВЯТИНІ ЗА ТЕМОЮ

Германия. Святыни Ахена

Германия. Святыни Ахена Для христиан всего мира Ахен дорог прежде всего тем, что здесь хранятся «четыре великие ахенские святыни», доставленные из Иерусалима и Константинополя и так называемые «три малые ахенские святыни».

Кафедральный собор св. Петра в Трире

Кафедральный собор св. Петра в Трире Трир является самый старым городом в Германии. Основанный в 16 году до нашей эры кайзером Августом, во времена Римской Империи он назывался Augusta Treverorum (Августа Треверорум) и был долгое время столицей ее западноевропейской части. Также Трир самым древним христианским городом Германии. Его называли Святым Городом. Именно в Трире правил первый христианский император святой и равноапостольный Константин.

Святыни Кельна

Святыни Кельна Визитной карточкой Кельна является Кельн-Дом – Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра. Его святыни являются ценностью для всего христианского мира планеты. Ведь именно здесь хранятся сокровища христианской веры, к которым ежедневно стремятся паломники со всего мира.

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни

Хитон Спасителя – необыкновенное путешествие святыни В 2012 году к Хитону Господа, покоящемуся в городе Трире в Германии, состоится высокое паломничество – событие, которое происходит всего несколько раз в столетие. Удивительная история святыни.

Долина Мозеля, древний Трир и царица Елена

Долина Мозеля, древний Трир и царица Елена Ландшафт реки Мозель — одно из живописнейших мест Германии. Старые замки, монастыри, бесчисленные фахверковые домики и виноградники. Виноградарство — основное занятие в этом регионе. Но этот край богат не только красотами. Тысячи паломников едут сюда для поклонения Святыням.

«Трирская» часть мощей апостола Матфия

«Трирская» часть мощей апостола Матфия Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря в немецком городе Трире, где хранится значительная часть мощей святого апостола Матфия, является местом паломничества христиан не только Западной Европы. но и Восточной.

Христианские святыни Регенсбурга

Христианские святыни Регенсбурга Святому Бонифацию, которого издавна в Германии называют «апостолом немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою миссионерскую деятельность и на территорию Баварии...

Христианские святыни Аугсбурга

Христианские святыни Аугсбурга Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана

Андехские святыни (Германия)

Андехские святыни (Германия) Бенедиктинский мужской монастырь Андехс расположен на вершине 700-метровой Святой горы, недалеко от озера Амерзе в Верхней Баварии. На площадке возле большого поклонного креста можно видеть монастырский сад целебных растений у подножия горы, разноцветные черепичные крыши крестьянских домов

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена Реликварий с десницей праведного Симеона По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы

Баварский город на Дунае хранит мощи прмц. Евгении Римской

Баварский город на Дунае хранит мощи прмц. Евгении Римской Нойбург - не единственный баварский город на Дунае, где имеются великие христианские святыни.

КРЕСТ-РЕЛИКВАРИЙ В ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОКРАИНЕ МЮНХЕНА

КРЕСТ-РЕЛИКВАРИЙ В ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ОКРАИНЕ МЮНХЕНА Позолоченный крест на зеленой маковке церковной колокольни виден уже при подъезде к городу. Эта колокольня с часами и сегодня служит своеобразным маяком для тех пилигримов, кто предпочитает по давнему обычаю только пешком и с молитвой совершать паломничество к христианским святыням.

Церковь Святого Михаила - Мюнхен

Церковь Святого Михаила - Мюнхен В самом центре баварской столицы воздвигнута церковь Святого Михаила. Она всего на шесть метров ниже знаменитой церкви Святого Петра в Риме. Она была в свое время одной из основных цитаделей Контрреформации.

СВЯТЫНИ ГЕРМАНСКОГО ЛИМБУРГА

СВЯТЫНИ ГЕРМАНСКОГО ЛИМБУРГА В статье рассказывается о знаменитой византийской святыне – "Лимбургской ставротеке" и ее Святом Кресте, посохе апостола Петра и других уникальных реликвиях, хранящихся в Святилище Домского собора и Епархиальном музее Лимбурга. Некоторые изложенные в этом материале сведения ранее не публиковались в российской печати.

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ч.1

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ч.1 В статье рассказывается о Мюнхенской Резиденции бывших королей в столице Баварии, где издавна хранятся мощи первых христианских и более поздних святых неразделенной Церкви. Читателям предлагается подробная информация обо всех 75-ти ценных реликвариях и о содержащихся в них святых мощах, находящихся ныне в витринах "Музея Резиденции" ("Residenzmuseum") в Мюнхене. В первой части автор объясняет, почему в прошлые столетия Мюнхен называли в народе "Баварским" или "вторым Римом" и как возрастала числом его богатая коллекция святых мощей.

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 2

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 2 Во второй части рассказывается о Музее Резиденции, где находится "Камера реликвий", в витринах которой выставлены ценные реликварии с мощами христианских святых. В некоторых из них хранятся также и мощи католических святых, о чем важно знать российским паломникам и посетителям музея. В статье идет речь о реликвариях с 1-го по 37-й.

 МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 3

МОЩИ ПОД СПУДОМ В МЮНХЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ. ЧАСТЬ 3 В заключительной части рассказывается о церковных экспонатах и реликвариях с 39 по 74-й, хранящихся в "Камере реликвий" мюнхенского Музея Резиденции. Здесь же содержится информация и о мощах св. Иоанна Предтечи и сщмч. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, которые несколько веков назад находились в Московском Кремле.

Святыни Рождества и Голгофы. Ахен. Германия

Святыни Рождества и Голгофы. Ахен. Германия Четыре великие Ахенские святыни – символы Евангельского пути от Рождества до Голгофы – бережно хранятся в алтаре кафедрального собора города Ахена. Для них был изготовлен красивый золотой ковчег. Но почему они оказались именно здесь и какие именно это святыне об этом рассказывается в нашей статье.


Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)