Українська
Православна Церква Священний Синод
Відділ зовнішніх церковних зв'язків
Паломницький Центр Залізничне шосе, 3
Київ, 01103, Україна


+38050-2655542
+38097-5454255
+380734755544


pilgrimsua@gmail.com

VIBER
+380975454255
+380502655542

orthodox.org.ua офіційний сайт
Української Православної
Церкви
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 

Дневник паломницы "Греция". Елена Резникова

 [Друк сторінки]
Дневник паломницы "Греция"

Текст Елены Резниковой, фото Елены Резниковой и Юрия Нагулко

В составе группы, кроме архиепископа Луки, есть протоиерей Николай Емец из Умани, а также паломники из Киева и Донецкой области. С первых минут группа сдружилась. Гид поездки – Алексей Лебедев – оказался не только высоким профессионалом и мастером своего дела, но и очень внимательным и чутким человеком.     
В день приезда (8 декабря) группа побывала на острове Эвбея и поклонилась мощам святого Иоанна Русского. Вечером паломники сообща прочитали правило ко Святому Причащению, а завершился день прогулкой по вечерним улицам городка Неопрокопион. Погода этому благоприятствовала – температура воздуха + 17 градусов.
 
День второй



Утром (9 декабря) вся группа причастилась Святых Христовых Таин за Божественной Литургией, а затем переехала в монастырь святого Давида Эвбейского. Побывав в келье почившего более двадцати лет назад старца Иакова, паломники услышали рассказ об этом местночтимом святом от монаха-иконописца Нектария. Он радушно поделился также воспоминаниями о собственном паломничестве к святыням Украины. Ещё отец Нектарий рассказал, что рядом с монастырём возведен храм, посвящённый особо чтимому в этих местах святителю Луке, исповеднику Крымскому. В своё время именно в честь этого святого получил в монашеском постриге имя архиепископ Лука – руководитель группы. В настоящее время группа на пароме отправилась в Салоники

«Кириа Елейсон» - «Господи помилуй!» Протяжное пение Ектения сопровождает нас целый день… Параскеви – по-гречески «приготовление» или «пятница». Когда-то пятница была приготовлением к почитаемому дню – субботе, потому и день перед субботой имел такое название. Так назвали в 3 веке свою дочь благочестивые христиане в Икони, так, в благочестии и воспитали Параскевию. Не отступила она от веры во время страшных пыток, а то, что смола не обжигала ее, обратило палача в христианскую веру. Избежав тогда казни, она стала проповедницей, а спустя много веков в местах  своей горячей проповеди явилась машинисту поезда и остановила его за мгновение перед горным обвалом у реки Пиньос.
Отказавшись принести жертву идолам, она была замучена при императоре Диоклетиане.  Известно о многих  чудесах исцеления, излечении от слепоты. На  иконе святая держит в руках пластину с изображенными на ней глазами – сюда  к иконе, стекается за исцелением множество слабовидящих.
Мы идем по узкому мосту, дрожащему под нашими ногами.  Под мостом быстрая река с мутной желтоватой водой. Кажется, что мы идем с таким же мутным взором, не подозревая, что обычно в этой реке вода настолько прозрачна, что видно снующую рыбу. Внизу рыночек с заботливо выложенными крохотными бутылочками для воды из источника св Параскевы. Но к воде нужно пробраться узким коридором пещеры. А каким же может быть путь к духовному видению? «Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами…»

Яркие огни автобана снова напомнили о цивилизации. Платим за дорогу – за расстояние и габариты автобуса. Едем дальше. Сумки тяжелеют – масло из монастыря св. Давида, вода от св Параскевы, иконы, иконочки, иконки… Паломничество только началось. Хорошо, что перед самым выходом из дома лопнул чемодан и пришлось перекладывать содержимое в гораздо большую сумку – полупустая, она пригодилась и для зимних вещей, снятых  при первых шагах по декабрьской теплой греческой земле, и можно не переживать о том куда девать все, что приобретается в  этой поездке…  Слава Богу за все! И за Его терпение, и за милость не по нашим заслугам!
Бутефал -  бычья голова –  так назван городок, мимо которого мы проезжаем. Он назван в честь коня А Македонского! Следующий городок назван Литото  (камень – «литос») – городок камнерезов у подножия Олимпа. Вообще-то Олимп – это целая система высоких гор, в которой 52 вершины,  и все называются Олимпос, т.е. снегом покрытый, блестящий. Самая высокая гора Греции высотой 2917 метров.
 Быстро стемнело. Никаких гор не видно вокруг: прочь все, что неполезно? Проехали городок Катерина – относительно молодой, всего четыре века как вернулись сюда с Синая греки. Бедная голова паломника: то засыпает под интереснейший рассказ гида в мчащемся на 120 км в час автобусике. То пытается переварить услышанное или хотя бы запомнить… Вот гид Алексей включает фильм о старце Паисии – духовнике и наставнике многих греков. Сон как рукой сняло. Да, его книги переведены и у нас, его ясные мысли всегда поражают точностью и пронзительностью ответов, обращенных к сокровенным мыслям – слушаешь, читаешь – и понимаешь, вот он, искомый и такой простой выход!
О старце в фильме рассказывает автор – друг нашего гида.
"Жить с Господом в сердце – жить в раю!," - так говорил старец. Рядом с ним люди ощущали полноту, говорит гид, а мне вспоминается наш Блаженнейший. И теплеет на душе. И в который раз пронзительное: цените каждый миг общения со старцем – отзывается благодарностью в сердце.
На экране – крестный ход с иконой Богородицы  в Иверском монастыре. Молиться надо много, чтоб Бог вмешался в происходящее – говорит старец. Нужны любовь, смирение и рассудительность. Отчетливо ясно главное – в старце жила любовь! Путь к нему для многих становился путем к себе, чтобы обрести путь к Богу.


День третий


10 декабря группа паломников, возглавляемая владыкой Лукой, совершила ознакомительную экскурсию по Фесалоникам. Проехав узкими улочками древнего города вдоль крепостной стены, группа смогла полюбоваться панорамой всего города сложной судьбы, отразившейся в его архитектуре: верхний город Македонского периода, керамические крыши части города, уцелевшей в пожаре 1917 года, белокаменные кварталы прошлого века с четкими линиями улиц и залив, через который виднелся хребет Олимпа. Пронзительный декабрьский ветер не помешал паломникам посетить базилику св Димитрия Солунсккого, увидеть места заточения и казни святого, где многие века собирали обильно истекавшее миро, В Фессалониках мироточат мощи 2 святых –Феодоры, чьим мощам также посчастливилось поклониться в монастыре ее имени. Поклонились и святой Анисии – она не убоялась казни за исповедание Христа в те же времена, что и святой Димитрий, отказавшийся от политической карьеры, защищая  христиан во времена богоборца Диоклетиана.    В Храме Св. Софии поклонились мощам св. митрополита Фессалоникийского Василия. Посетили катакомбный храм со св. источником Иоанна Предтечи, I - III вв., недавно открытый при строительных работах. Два еще неотреставрированных подземных хода – в верхний город и к морю изучаются сейчас архитекторами и инженерами.
В кафедральном соборе св. Григория Паламы поклонились его св. мощам, затем полюбовались набережной и зимним морем, и отправились к исихастирию св. ап. Иоанна Богослова, на территории которого находится могила старца Паисия и хранятся мощи св. Арсения Каппадокийского.

Монастырь оказался таким нарядным и ухоженным, что вспомнились слова старца о любви – здесь любовью дышит каждое заботливо ухоженное растение, плодоносящие кустики перца, усыпанное плодами земляничное дерево – где любовь, там и рай… Могила старца рядом с колокольней – там и колокола, и старинное било – все замерло в почтении – опускаясь вслед за владыкой на колени, мы целуем белую мраморную плиту у подножия могильного креста. Тоненькие монахини приветливо улыбаются, подходят к владыке за благословением: - О, архиепископос Лука!
Обычно по пятницам монастырь закрыт для внешнего мира. Для паломников с Украины сделали исключение. Нам встретилось не более трех монахинь – у всех свои послушания, все заняты делом… Уходить не хочется… все здесь так нарядно и ярко – храм, напомнивший Херсонес, аккуратные бежевые домики под рыжими крышами, сияющие мозаики над воротами. здесь подвизается до 60 насельниц – не так уж и много для поддержания такого порядка и красоты, хотя основная их забота – изучение, обработка и редактирование, публикация материалов, оставленных великим старцем, подготовка к неминуемому прославлению – но в Греции для канонизации должно пройти не менее 100 лет! Спешат знавшие его, прожившего тут после Афона 12 лет, запечатлеть его слова для нас, ищущих  свой путь спасения. Геронта Паисий моли Бога о нас!

 

В планах на сегодня еще и  ставропигиальный монастырь св. вмц. Анастасии Узорешительницы. Ее отец был членом сената, а мать – христианка, воспитавшая в вере свою дочь. Анастасия мыслила свою жизнь в служении Христу. Насильно выданная замуж, она подвергалась насилию мужа за свое горячее исповедание веры и помощь заключенным в темницы христианам. Ее муж, став консулом Сирии, погиб в кораблекрушении. Она распродала его имущество и вырученное обратила в помощь бедным. Анастасия обрела свободу в проповеди, но император предал ее пыткам, склоняя отречься. Когда ее отправили на корабле, обреченном на гибель, корабль благополучно пристал к берегу, Анастасия проповедовала, крестила жителей. Римские воины настигли ее и предали страшной мученической казни – распяли тело меж 4 столбов. На месте ее подвигов был построен монастырь, который впоследствии спалили турецкие завоеватели. Ныне монастырь возрожден, павлины, косули гуляют по его территории «Как лань желает на источники, так душа моя стремится к Тебе, Господи» - эти слова псалмопевца вспоминают здесь.
У главы св. Анастасии в храме освещаются кольца в память о святой и с молитвой к ней о помощи. Надо ли говорить, что Настасий  знакомых оказалось предостаточно. Колец в свечной лавке нужно будет купить много… Благочестивые греки завещают свои земли на молитвенную память Церкви, И монастырь этот богат плодородными землями.  Церковь содержит монастыри, храмы, но сегодня в собственности – только 4 % - остальное отдано государству в помощь переселенцам…

Набрали святой воды из источников в храме св. Димитрия и  монастыре св Анастасии. Монастырь подчиняется Вселенскому Патриарху, дорога, ведущая к монастырю, названа в его честь. Но есть и более короткий путь. Нас пропускают более коротким…


В монастыре обед - просят подождать. В трапезной заказан по телефону обед и для нас Трапезная находится за воротами, это деревянное строение с аппетитно накрытыми столиками. Молимся, Владыка благословляет трапезу. Салат из свежих овощей – неужели помидоры еще на грядках? Вкус давно забытого настоящего помидора… а перец в салате печеный. Приносят только что выжатое оливковое масло. Подъезжая мы видели как собирают и сортируют оливки – те, что осыпались сами на простеленную пленку – под пресс, с дерева – на солку. Вкусно и сытно, особенно с желтым теплым хлебом. Кольца кальмаров в сухарях обильно поливаются лимонным соком, лимоны тоже только с ветки… Сухое белое вино в медных сосудах и холодная вода в больших кувшинах – не хочется ни чаю, ни кофе, которые предлагает худой высокий грек сноровисто обслуживший 20 человек. Пытаюсь подняться из-за стола… и получаю замечание владыки – через весь зал – трапезу начинали вместе, уж не благословить ли завершение трапезы встала? Не получилось первой в монастырь зайти… чинно вышагиваю рядом. Храм весь в лесах – обновляют росписи. Улыбчивые священники радостно приветствуют владыку, а мы спешим к мощам святой Анастасии – один из наших паломников приболел, надеемся на ее заступничество.

Подходим к серебряной раке с мощами свт. Феоны, митрополита Фессалоникийского. Он и воздвиг здесь монастырь в память о великой святой. Молимся, слышим величание – это отец Николай поет у мощей святой. Рядом – наш хворый, лицо бледное, но пытается подпевать. Вчера в храме св Димитрия он головой задел лампаду – стирали масло с куртки, головы и пытались шутить, мол, нас владыка помазывал, а на тебя маловато елея… пришлось лампадку вывернуть… Самый молодой в группе, он вырастает рядом с тяжелыми сумками, подхватывает чьи-то пакеты, всегда улыбается в ответ, а вот утром напугал слабостью и сонливостью. С нами 3 врача – молодая пара и сам владыка, он по образованию офтальмолог. Консилиум лишил больного его завтрака, ослабил обед, но поста не отменили – все вера преодолеет!  Из монастыря наш Володя выходит с полюбившейся всем улыбкой: вот она – помощница скорая – помолились – помогла! В автобусе легкая дискуссия: смотреть ли фильм об Олимпе или… Алексей удивлен – группа предпочла слушать наставления старца Паисия. Время летит, как и автобус. Небольшая остановка: мы отдыхаем, покупаем воду, а в автомастерской меняют шины на зимние – завтра предстоит подъем к Метеорам, а в прогнозе снег… Вечером предстоит ночлег в гостинице у подножия Метеор.


Дневник паломницы. День пятый ч.1



Второй день на Корфу подходит к завершению. Поздний вечер, вокруг все сияет рождественской иллюминацией. Входим вслед за Алексеем в еще один храм. Нас встречает на пороге молодой черноволосый священник, словно сошедший с картин Эль Греко. Пока он ведет с нами разговор, очень похожий на него десятилетний мальчишка осторожно заходит в храм, подходит к нему, но, не встретившись с ним взглядом, снова выбегает на улицу. Сын ждет отца, взявшегося за такое непростое, но такое понятное украинским священникам дело - возрождать храм. Он скажет, словно извиняясь, когда будет прощаться с нами,  что очень хочет скорее восстановить былое великолепие и отдать должное тем, благодаря кому люди на Керкере живут с Богом - двум святым, частицы мощей которых находятся в этом храме, в одном из самых старых на острове. Он уходит в алтарь, мы начинаем осматриваться, привыкнув к тусклому мерцанию немногих свечей.
Алексей рассказывает о недавних археологических исследованиях. Считается, что местные жители не знали византийского стиля. И те, кто создавал этот храм, приплыли с континентальной Греции. Посреди храма - две колонны дохристианской эпохи. Рядом с этими колоннами  - огромные камни, привезенные с развалин какого-то языческого города дохристианского периода для строительства этого храма.



Настоятель выносит из алтаря фарфоровые вазы, бережно устанавливает их перед иконостасом, поясняет:
Иасон и Сосипатр были двумя апостолами из семидесяти. Это были два личных друга апостола Павла, имевшие блестящее образование и ставшие первыми просветителями жителей острова. Они начали организовывать христианские общины и строить храмы. В это время правителем острова был царь Коркелинос, поклонявшийся языческим олимпийским богам. До него дошли слухи, что множество людей под чьим-то предводительством  занимается храмостроительством и проповедует  Христа. Последовал указ правителя о предании мучениям организаторов обращения в христианство. Дочь правителя Керкира из непокорства отцу проявила интерес к христианству и познакомилась с этими проповедниками, брошенными в темницу. Услышав их проповеди, уверовав и крестившись, Керкира узнала что вместе с Иасоном и Сосипатром отбывают наказание в тюрьме 7 настоящих преступников. Евфрасий, Пахтеонос, Мамос, Сандорминос, Марсалиос.  Апостолы, имевшие особую святость, обратили в христианство и этих 7 преступников. Дочь правителя, вернувшись из темницы, призналась отцу, что она стала христианкой. Отец заключил ее в пещеру и потребовал отречься от христианства. Праведница отказалась, и тогда он решает… растлить дочь и направляет к ней в пещеру мужчину,  который принял впоследствии в крещении имя Христодул. Но когда тот спешил войти в пещеру, ему не дал это сделать огромный медведь, словно выросший из-под земли. Керкира обяснила этому человеку, что появление такого внезапного заступника не случайно, а вот намерения его и ее отца - греховны. И он ушел, оставив Керкиру в пещере. Темницу, где находились заключенные, охранял человек, на которого так подействовали проповеди и изменение разбойников, что он также принял христианство с именем Антоний.




Слева от иконостаса на стене висит икона, на которой изображены 7 бывших разбойников, Керкира, ее бывший охранник и Христодул, изначально посланный ее растлить. Их головы окружены нимбами, а история их святости известна из церковных преданий. Все они отказались служить языческим богам и приняли мученическую смерть. Прошло время, и сам царь крестился и раскаялся с именем Себастиан. После его смерти новый правитель Диоклитус, узнав что Керкира раздает царскую  казну нуждающимся и проповедует Христа, бросил ее в темницу и отдал приказ казнить ее, но когда лучники выпустили  стрелы, те не причинили вреда Керкере. Царь приказал ее казнить мечом. И хотя не сохранилось исторических документов, но жития святых, тропари и кондаки хранят предание Церкви об этих святых. Существуют точные исторические документы, подтвердждающие то, что произошло с Иасоном и Сосипатром. Мощи этих двух святых были обретены археологами на месте раскопок древнего храма. Для жителей острова двое этих святых почитаемы так же,  как и св. Спиридон. Именно они первыми принесли христианство на остров. Этот храм был расписан, но фрески пострадали с течением времени. Сегодня храм не в лучшем состоянии, работы по его реставрации только начаты, ведутся очень медленно. Раньше он был частной собственностью. Он перешел во владение Церкви буквально в настоящее время. Здесь нет еще пышного убранства. Лампады из недорого металла, стены в разводах, но здесь  есть самое ценное мощи 2 первых просветителей Керкеры. Сегодня от них остались только 2 частички, которые хранятся в небольших нарядных фарфоровых раках.





День пятый ч.2


Палеокастрица - так называется монастырь и чудотворная икона в серебряной раке, к которой каждый из наших паломников стремиться прильнуть подольше, прежде чем шагнуть еще к одной удивительной иконе, изображенной на куске телячьей кожи.



В монастыре сегодня служат 12 братьев. Большая часть из них разъезжается на службы в храмы острова Керкеры, поскольку священников не хватает, а часть и вовсе несет послушание вдали от Родины, как и тот 33-летний монах, который вышел  радушно встречать нас и рассказал о том, что икона в серебряной раке здесь с самого основания монастыря, с 13 века.  Монастырь назван так, поскольку построен на развалинах старой крепости. Пока мы подымались сюда по дорожному серпантину, Алексей рассказывал о другом строительстве, когда крепость на берегу острова построили из камней, взятых от 2000 домов и храмов Керкеры. Ту самую крепость, которую никто и никогда не мог взять штурмом, пока для этого не приплыл к берегам Керкеры будущий святой, русский адмирал Федор Ушаков. Хорошо зная историю одного из любимых великих флотоводцев, украинские православные помнят и слова Суворова, говорившего, что мечтал бы быть мичманом в том походе Ушакова... Помнят и то, что Ушакову удалось захватить врасплох англичан благодаря густому туману, через который со стороны крепости не было видно русских моряков, а вот адмиралу и морякам сквозь туман  было видно все так же отчетливо, как из автомобиля с тонированными стеклами. Такие чудеса с природой Создатель творил на Керкере не единожды…  Вот и мы стали свидетелями такого чуда для нас и привычного явления для местных жителей: в праздник святителя Спиридона вместо обещанных прогнозом дождя и снега целый день светило ясное солнце и паломники сменили зимние куртки на легкие плащи.  Но вернемся в наш монастырь, он расположен над красивейшими бухтами, а над его входом замерла русская пушка, участвовавшая в том знаменитом сражении русского адмирала.



Перед самым подъемом к монастырю светофор. Ширина дороги всего 2 м 20 см. Разъехаться не могут даже две легковые машины. Терпеливо ждем, когда загорится зеленый свет. Слева и справа от нас красивейшие бухты. Кажется, что мы в Крыму, все утопает в зелени, не верится, что за окнами декабрь. Чистая вода, отвесные скалы, лодки на причале. Хотя нет, Алексей говорит, что летом здесь все кишит туристами. Скалы почти отвесные, но пока мы ехали, видели то тут то там маленькие поселения,  гостиницы, прилепившиеся к бухтам. Зеленые шары крон апельсиновых деревьев, словно елки к Рождеству, украшены оранжевыми, желтыми и зелеными апельсинами. Здесь урожай собирают несколько раз в год. Мы подымаемся по узкому серпантину к монастырю. Внизу лагуны все более и более ослепительны какой-то немыслимой, божественной красотой. Монастырь был построен на фундаменте разрушенной до этого венецианской крепости на самом верху обрывистой горы. Нас встречают черно-белые кошки и собаки, одинаковая масть, одинаковая шерсть, одна общая миска, из которой они дружно едят. Вокруг полно рыбных костей. Кошки и собаки против такой постной пищи не возражают. Область, в которой расположен этот монастырь,  называется так же, как и он, Палеокастрица. Разбирая завалы крепости, люди  нашли здесь ту самую чудотворную икону в серебряной ризе, к которой мы едем. Не верится, что к ней за исцелениями идут паломники уже 7 веков. А об иконе, написанной на коже, рассказывают, что она приплыла сюда по морю и была принята одним монахом в 14 веке. В монастыре находится и музей, в котором среди экспонатов - огромные кости кита, которого вынесло много веков  назад, как и эту икону, на берег.



В музее собрание рукописей, стариной церковной утвари, икон разных веков, старинных облачений и … огромная ракушка.



В кладовой монастыря множество икон, написанных на срезах деревьев причудливой формы.  Владыка Лука долго беседует с монахом-миссионером, тот делится впечатлениями от недавней службы на юге Африки. Мы стоим, раскрыв рты: племена каннибалов, среди которых проповедуют Евангелие, бананы и похлебка как награда следом за причастием - о таком услышать здесь никак не ожидали… Какой сейчас век? Какой месяц? Где мы? Все смешалось, а распутывать  нет желания, благодать разлита вокруг.. Вежливый голос Лазаря, зовущий в автобус, возвращает нас в паломнический декабрь. Пора вниз, в отель

День последний, несостоявшегося отлета

В Греции все есть!  Увы, даже забастовки транспортников: в день отлета мы узнали, что аэропорт будет закрыт до 0 часов. Ни сил особых, ни денег, ни потребности новых впечатлений - кажется, уже только бы в самолет и домой… Гостиница в Глифаде, на краю Афин, очень уютная, а вокруг - новостройки и фирменные магазины, на центральной площади - большой храм-новодел. Оказывается, его возвели в память о дочери ктитора, собственника торговой флотилии, запретившего ей выйти замуж по любви. Единственная дочка, ни в чем не знавшая прежде отказа, свела счеты с жизнью, а безутешный отец свои сокровища стал расходовать на храмостроительство. Алексей ненавязчиво рассказывает нам эту драматическую историю, словно и не приглашая  никуда, только через несколько минут почти вся группа уже шагает к площади. Звонит телефон - в Киеве от гриппа слегла многодетная семья друзей, мой поход в храм приобретает душеполезный смысл - просят молитв о болящих младенцах.



Храм свв. Елены и Константина потрясает своей роскошью. Величественно-белый снаружи, внутри он утопает в золоте и лазури.



Многоярусные росписи и смальта.



Богатейшие фрески, напоминающие манеру древнегреческого письма, которое мы видели в метеорских храмах. А главное - здесь, куда ни повернись - удивительно понятные знаки, проникающие, берущие за душу.

Вот она, в центре храма, св Елена - частичка мощей в серебряном ковчежце, привезенном из Рима, вот апостолы-евангелисты, вот Господь в Силах, вот серебряная небольшая икона св. Димитрия Солунского. Узкие, вытянутые, почти готические окна в византийских приземистых куполах, а вдоль них золотыми лучами сверху, от огромного лика Христова, расходится сияние, сияние славы Христовой, нависает омофором над всеми, зашедшими в храм. Христоцентричность - смысл христианской жизни здесь ясен и нагляден. Кроме нашей группы внутри почти нет людей, мы пишем поминальные записки, снова и снова подходим к ковчежцу с мощами. Три паломницы-Елены, мы здесь, и мы счастливы, что именно так завершается наше знакомство с Грецией.



Святая Елена, я мечтала о паломничестве к Твоим мощам во Францию, не зная, что найду Тебя сегодня в утешение за отложенный до завтра обратный рейс!  Возродившая храмы, восстановившая память о православии, запечатлевшая для нас шаги, которыми шел Христос по израильской земле, сейчас Ты протянула дивный мостик, соединивший наше паломничество с Иерусалимом, куда всегда так стремится моя душа… Это именно та точка, которой, наверное, так жаждало мое сердце.




Про паломництво


"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."


п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)