Українська

15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Мариб — «Колыбель цивилизации»

[Друк сторінки]
Это древнейший город в Йемене, имеющий наибольшую археологическую значимость во всей Аравии. Мариб был столицей Сабейского царства. Ученые называют его «Колыбелью цивилизации». За 700 лет до Рождества Христова здесь началось строительство знаменитой Марибской плотины — гигантского комплекса гидротехнических сооружений, состоящего из десятикилометровых дамб, сотен шлюзов и каналов.
Плотина была одним из чудес Аравии в течение 1000 лет, ведь вода в пустыне — это богатые урожаи, цветущие сады и рыба. Сооружение рухнуло в год рождения пророка Мухаммеда, что привело к переселению одних народов и вымиранию других. Так великое Королевство оказалось во власти песков.

Старый город

Расположен в километре от Мариба. Это комплекс двух-трехэтажных глиняных зданий, построенный за 1000 лет до нашей эры. Эти дома были разрушены в 1962 году в ходе бомбардировок во время гражданской войны.

Старая и Новая дамбы

К сожалению, остатки дамбовых стен использовались йеменцами для строительства нового города. Только на двух из них сохранились сабейские надписи. Вообще, даже разрушенное 1400 лет назад сооружение впечатляет! Особенно ширина ущелья, которое оно некогда перегораживало. В трех километрах далее по дороге — Новая дамба.

Махрам Биглис (храм Солнца)

Построен за 800 лет до нашей эры, и являлся крупнейшим сабейским религиозным сооружением. Сохранился неплохо: колонны, 9-ти метровая стена, водосборник и четко видные сабейские надписи.

Арш Биглис (храм Луны)

Находится в двух километрах от Махрам Билгиса. Раньше колонны храма каменным частоколом глядели в небо прямо из песка, однако в 2005 году начались раскопки. Это сооружение мало чем отличается от храма Солнца.
Кстати, для иностранцев это самый опасный район Йемена.

Путешествие в Мариб

Поездка запомнилась экстримом. Добирались на джипах с водителем и гидом. Для визита в Мариб нужен «тасрих» — разрешение туристической полиции. С собой важно иметь много копий этого документа, так как их приходится отдавать на каждом блокпосту по дороге в Мариб (они там через каждые 20 минут) и на обратном пути. У нас они закончились. И когда мы говорили военным, что утром отдавали им копию, это ни кого не волновало. Но гид с водителем как-то выкрутились и нас пропустили.
Не рекомендуется ездить туда в пятницу, когда в Йемене выходной день, и не каждый блокпост работает.
Мы выехали в 7 часов утра. На выезде их Саны нас остановили на блокпосту и заставили ждать все машины, направляющиеся в Мариб и автомобиль сопровождения (с вооруженными солдатами), Минут через 40 все собрались — еще было пять джипов с туристами из Польши, Испании, Англии — и мы поехали. Вооруженная охрана пристроилась в конце колонны. Первая остановка была у горы, которая похожа на лодку на скале. Солдаты предложили туристам сфотографироваться здесь с автоматами Калашникова.
Дорога шла через горы. Потом мы долго стояли, так как впереди было опасно. В этом населенном пункте все расхаживали с калашиковыми — в военной форме и в национальной йеменской одежде. Европейцы вылезли из джипов и начали снимать обстановку на видео и фотокамеры, но их попросили убрать аппаратуру.
Дальше мы ехали по пустыне, пока не подъехали к Марибу. Здесь нас опять задержали, после чего иностранцев повезли в отель, а мы остались ждать другую машину сопровождения. Наш джип облепили военные, спрашивая: откуда, куда, зачем? Моего гида спросили — замужем ли я, и он ответил, что замужем и у меня пятеро детей, хотя знал, что детей у меня нет. Может именно поэтому меня не взяли в заложники.
Когда подъехала машина сопровождения с четырьмя вооруженными солдатами, мы отправились смотреть Старую дамбу. Солдаты везде ходили со мной. Вначале было не привычно под конвоем, а потом я перестала обращать внимание.
Затем была поездка на Новую дамбу. Впечатлила асфальтированная дорога на насыпи, построенная в 1986 году.
В Марибе есть древние поселения, сакральные места и захоронения. Одна из самых знаменитых достопримечательностей — Великая Марибская дамба — чудо инженерной мысли. Она расположена на юго-западе от древнего города. Дамба построена для задержания муссонных дождей и орошения земли вокруг города.
Археологические исследования показали, что сооружение дамбы началось между 750 и 700 годами до нашей эры и продолжалось несколько сотен лет. Она сделана из плотного грунта и имела треугольник в поперечном сечении. Высота — 4 метра, а длина — 580 метров. В 500 году до нашей эры плотина была укреплена, а ее высота увеличилась до семи метров. Во времена царства Химьяр высота дамбы увеличилась до четырнадцати метров. После реконструкций она стала ненадежной. Прорывы вынуждали проводить ремонтные работы. Окончательное разрушение и отказ от системы орошения спровоцировали массовую миграцию (50 тысяч человек).

Эта плотина стала важнейшим условием развития богатейшей цивилизации Мариба. Здесь, из культивировавшихся деревьев, производили ароматические смолы, использовавшиеся в бальзамировании, медицине, религиозных и светских церемониях. Расположение Мариба на перекрестке торговых путей из Индии и Китая явилось условием его процветания и богатства.
Мариб был столицей Королевства Саба и важным городом в период династии Сабинян, которая правила до VI века нашей эры. Мы посетили зал с троном царицы Билькиз и храм Билькиз. Там остро ощущаешь мощь и власть императрицы.
После обеда поехали в старый Мариб, где давно никто не живет. Один из охранников интересовался службой в российской армии и с удовольствием рассказывал о своей службе, а так же дал мне автомат Калашникова для фото.
Машина сопровождения провожала нас до блокпоста на выезде из Мариба. За мою охрану попросили 2000 йеменских реалов. Мы долго стояли, так как впереди снова было неспокойно. К нам в джип сел вооруженный солдат, который провожал нас до Саны и вышел на въезде в город. По дороге я снимала военные объекты. Даже танк на пригорке попался, а также двугорбый верблюд.
Опасности я не чувствовала, но сказать, что в Марибе спокойно — тоже нельзя. Местами — Афганистан какой-то!
Это поездка на любителя и советовать никому не буду, так как в одной и той же стране, в одном и том же месте, в одно и то же время — у всех все по-разному.

Автор: Лариса СЕМЕНОВА, журнал "Путь Пилигрима"
Фото БЭС,  сайт ru.wikipedia.org

Про паломництво

"Паломництво – це форма богошанування, яка реалізує духовну потребу пастви в поклонінні святиням, участі в богослужінні біля святих місць, молитовному спілкуванні з віруючими інших Помісних Православних Церков, а також є виявленням соборності Православної Церкви."

п.1. Статуту про паломництво та паломницькі служби Української Православної Церкви" (прийнятий Священним Синодом УПЦ 26 серпня 2011 р., журнал №65)