Рождества Богородицы монастырь, с. Липча
Основание Рождество-Богородичной обители в селе Липча относится к 1924 году - заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадального народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь.
Духовными наставниками монастыря стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, основательницей - монахиня Параскева.
Обитель очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь.
Монастырь со временем стал рассадником православия в крае, своеобразным миссионерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа, в течение 32 лет подвизавшегося на Святой Горе.
В 1929 году в монастырь, который стал широко известным в православном мире, для принятия Православия приехал знаменитый художник профессор Р.Лукин, который до этого был католиком.
В монастыре проводились радиопередачи, транслировалась Божественная литургия. Ве это способствовало дальнейшему процветанию обители.
24 июня 1961 года было принято решение Закарпатского облисполкома о закрытии Рождество-Богородичного монастыря в селе Липча с дальнейшим трудоустройством молодых и определением в дом престарелых нетрудоспособных монахинь. Монастырские земли и находящиеся на них постройки были переданы отделу народного образования под школу-интернат. 10 июля 1961 года, в понедельник. Беззащитных инокинь, как преступниц, окружила милиция, угрожавшая за неподчинение физической расправой. «25 сестер перевезли в Мукачевскую обитель, а остальных отправили по домам. В 1984 году разрушили церковь, разобрали три корпуса, часовню, две мельницы, молотилку, веялку, ткацкую и швейную мастерские. Конфисковали колокола, электрическую турбину». Бесследно исчезли прекрасный иконостас, изготовленный И. Павлишинцем, богатая монастырская утварь. Чудесным образом уцелела закрытая до благовремения часовня Всех святых, и сохранилась в народе благодарная память и надежда на будущее возрождение.
В то же время для интерната были построены два новых больших санаторных корпуса. В летнее время здесь проходили оздоровление дети. Так продолжалось почти тридцать лет. Добродушный и христолюбивый народ Закарпатья относился к детям-сиротам с любовью и состраданием. Однако, местные жители верили в грядущее возрождение обители и неустанно молились об этом. И желанное возрождение наступило.
Возрождению обители предшествовала длительная переписка с властями, сбор подписей за открытие монастыря, обращение к уполномоченному по делам религии при Совете Министров УССР по Закарпатской области, к которому с прошением вернуть собственность монастыря, составленное от имени его насельниц монахиней Ангелиной (Губаль).
Обращение это имело большой резонанс, вследствие чего Хустскому райисполкому было предписано рассмотреть его. Серьезным препятствием в деле открытия обители стало то, что Липчанская школо-интернат, насчитывающая 205 учащихся, в числе которых было много детей сирот и полусирот, в летний период принимала на оздоровление около 450 человек. 11 июля 1990 года Хустский районный Совет принял историческое решение №124, согласно которому строения Липчанского монастыря в течение ряда лет должны были постепенно возвратиться обители. Интернатская столовая была переоборудована в домовую церковь, которую освятили в честь архистратига Михаила. И только затем, когда в обители вновь потекла молитва, занялись обустройством монашеских келий. Первая Божественная Литургия была проведена архимандритом Василием (Петевкой) в чудесным образом уцелевшей летней часовне Всех Святых.
10 июля 1990 года произошло историческое событие, которого ждали долгих тридцать лет после варварского разорения Девичьей обители: был торжественно освящен фундамент нового храма.
23 мая 2003 года из Одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря в Липчу привозят мощи великомученика и целителя Пантелеимона, поклониться которым приходит множество народа, а в 2004 году закладывается фундамент летней часовни в честь пророка Божия Илии. Одновременно с этим строится открытая часовня над целебным источником.
Главные святыни обители:
Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих.
clubs.ya.ru
КириллоМефодиевский женский монастырь в с. Драчино
На окраине горной Свалявы,в с. Драчино. находится основанный в 1992г. КирилоМефодиевский монастырь. Его игуменьею является матушка Нина. В на территории монастыря расположены два храма собор во имя Святой Троицы (1997г) и домой храм свв. Кирилла и Мефодия, где с первого дня зарождения монастыря проходили первые богослужения. Строительство главного храма Святой Троицы продолжается и до сих пор. Также ведется строительство часовни в честь вмч. Целителя Пантелеимона.
В 1998г. состоялся первый визит Предостоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он преподнес в дар монастырю частицы мощей преподобных Киев-Печерских.
В монастыре хранится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне.
Фото http://photoclub.com.ua/photo/522230/
Михайловский мужской монастырь в с. Грушево
Мужской монастырь в Грушево относится к наиболее древним монастырям Хустской епархии. По свидетельству историков «монахи Грушевского монастыря после отхода татар жаловались королю Венгрии Бейле ІV (1215-1270), что при нападении татар пропали все их документы и грамоты и было ограблено монастырское имущество». В 1391 г. монастырь получил от Константинопольского Патриарха Ставропигию. Согласно этому документу монастырю были подчинены все русины и волохи, которые жили в Мараморошском и Угочанском комитатах. В 1491 г. венгерский король Владислав ІІ выдал грамоту, которой подчинил Грушевский монастырь Мукачевскому епископу. Согласно документам известны имена настоятелей древнего монастыря: Пахомий, Симеон, Илларий, Гелазий. Очевидно, в Грушевском монастыре в древние времена действовала типография.
Первый документ о Грушовском монастыре датируется 1391 годом. Это греческая Грамота, которую выдал византийский Патриарх Антоний. В ней монастырю даровано "ставропигиальное право" (руководящее право), в силу которого монастырь напрямую подчинялся византийскому патриарху и был независимым от соседних епископов, а его Наместник имел право над русинами и валахами, жившими в Марамороше и Угочи (нынешняя территория Хустского, Виноградовского районов и часть Румынии).
Однако, в 1556 году Семигородский князь Григорий Баторий передал Грушевский монастырь в ведение Мукачевский епископов.
Историки допускают, что монастырь просуществовал вплоть до конца XVII века. В 16-17 веках Грушовский монастырь был важным центром славянской культуры. При нем существовала первые народная и богословская школы.
Утверждают, что здесь была и первая типография. И основал ее Фиоль Ивайполь - славянский первопечатник издавший в 1483-1491 в Кракове первые восточно-славянские книги кириллическим шрифтом.
Монастырь в Грушево перестал существовать в конце ХVІІІ ст. Тогда, во время войны Текелия он был захвачен кальвинистами, ограблен и полностью уничтожен.
Идея о возрождении монастыря возникла в 2001 г. 26 июля 2004 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение об открытии монастыря в Грушево. В июле 2006 г. женский монастырь был преобразован в мужской. Настоятелем был назначен архимандрит Стратоник (Легач).
Святыни монастыря: список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне, частицы мощей Киево-Печерских святых
Веб-сайт монастыря http://hrushovo.pravsvit.org/ (фото и история)
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в с.Бедевля
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан в 1925 г. в селе Дубовом, но через несколько лет было принято решение перенести его в Бедевлю. В 1955-60 гг. монастырь был закрыт, а возродился он в 1990 г. На территории расположен большой храм Иоанна Крестителя, зимний храм Божьей Матери Почаевской и жилой корпус с трапезным храмом.
По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал В 1925 году мужской скит в урочище "Вишний Дубовец" возле села Дубового.
Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.
Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.
В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.
В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.
Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.
Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище "Горби". Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.
В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп "(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.
В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.
В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли. В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь "Почаевской" иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.
По материалам http://church-site.kiev.ua