(ит. Chiesa San Giovanni Decollato, венец. Chiesa San Zan Degolà)
Церковь на этом месте возвышалась еще в первом тысячелетии, в то время как первые документальные свидетельства о ней восходят к 1007 г. Таким образом, приход святых жен-мироносиц совершает свои богослужения в древнейшей церкви Венеции, сопоставимой по возрасту с собором Сан-Марко, со знаменитыми палеохристианскими базиликами Торчелло и Мурано, и с ближайшей к ней церковью во имя святого апостола Иакова (San Giacomo dall'Orio).

Уникальной особенностью церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи является сохранившаяся неповрежденной ее древняя базиликальная структура. Ориентировка алтарем на Восток, деление на три нефа, отсутствие купола, небольшая колокольня византийской традиции являются приметами нетронутого архитектурного стиля, господствовашего в Западной Церкви в первое тысячелетие и в первый период второго тысячелетия по Р.Х.
Восемь мраморных колонн с резными капителями привезены венецианцами с Православного Востока. Это, несомненно, самая драгоценная реликвия храма первоначальной постройки. Возможно, здесь был также мозаичный пол. Очевидно, что нынешний пол весьма поздний, и было бы исключительно интересно в будущем приоткрыть завесу и рассмотреть то, что сохранилось под ним.

От эпохи позднего Средневековья сохранился готический потолок в форме перевернутого киля корабля, напоминающий о Церкви, как о корабле нашего спасения. Еще сейчас видны потускневшие росписи золотом по дереву, нанесенные на потолочные балки местными мастерами 700-800 лет назад. К этому же периоду относятся фрески в боковых приделах. Вообще фреска в венецианских церквях явление весьма редкое, поскольку сырой климат лагуны делал эту форму иконописи недолговечной. Тем не менее в редких, очень древних храмах можно видеть фресковые изображения. В Сан-Джованни-Деколлато наиболее древние из них восходят к середине XIII ст. Они украшают левый боковой придел главного алтаря и изображают четырех евангелистов в образе животных Апокалипсиса - Орла, Тельца, Льва и Ангела. На стенах этой же капеллы можно видеть фрески Благовещения Пресвятой Богородицы и святой равноапостольной Елены с четырьмя апостолами. В правом боковом приделе за престолом возвышается фреска XIV века, изображающая святого архангела Михаила.

Боковые капеллы вдоль северного и южного нефов украшены картинами работы местных мастеров XVI-XVII веков: справа от входа изображено Усекновение Главы Иоанна Предтечи, слева - Перенесение Дома Божией Матери из Назарета в итальянский Лорето. Далее по левой стене живописный аналог православной иконы Богородицы "Семистрельная". За главным престолом храма - картина, изображающая Пресвятую Деву Богородицу девочкой вместе со своими благочестивыми родителями Иоакимом и Анной.

Десятилетнее присутствие православного прихода наложило свой отпечаток на древнюю базилику: главный алтарь от храма отделяет иконостас; в левом боковом приделе рядом с древними фресками почитается икона покровителей Венеции - святых Феодора, Марка и Николая. Приход святых жен-мироносиц располагает мощами многих святых. Из наиболее известных это часть Древа Животворящего Креста Господня, часть мощей святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, часть мощей святого Иоанна Предтечи, часть мощей святителя и целителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), части мощей всех Киево-Печерских преподобных (89 частиц), часть мощей святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского и ряд других святынь.
Источник: Приход во имя свв. Жен-Мироносиц в Венеции