
невольниками. Большая часть этих бедолаг пропала без следа и воспоминания. Лишь об одном пленнике турки долго не могли забыть. Звали его Иваном.
Он оказался в городе Прокопион (современный Ургюп). Сегодня этот городок производит впечатление настоящей «глухомани». Природа напоминает крымскую, что в окрестностях Бахчисарая, вот только минаретов побольше, и в пещерах, которыми ископаны основания отвесных скал, все еще обитают люди. Всего в 50 км находится знаменитая Каппадокия — средоточие богословского просвещения в IV–V вв. В этих местах прославились Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский; недалеко от Ургюпа когда-то подвизался Симеон Столпник.
Только вряд ли плененный Иоанн знал о былом величии этих мест. Его ожидал лишь каторжный труд. Многих из его соотечественников, которые оказались в положении невольников, турки склонили к принятию ислама. Для правоверного мусульманина обратить «неверного» было делом чести, и средства в этом вопросе подходили любые.
Иоанна били, жгли волосы на голове, топили в навозе, но его ответ был неизменным: «Христианином родился, христианином и умру». В конце концов Ага сдался и перестал мучить раба, тем более что тот за свободу веры обещал преданно служить хозяину. И Ага не прогадал — в Иоанне он получил ценного работника, которого вскоре полюбили все домочадцы и даже лошади, всегда встречавшие его радостным ржанием.
Жил Иоанн вместе с лошадьми. Искусственная пещера, служившая конюшней, сохранилась до сегодняшнего дня. Крепления для веревок, которыми привязывали лошадей, каменные ясли вдоль стен, среди них — небольшая площадка, на которой едва поместится человек, — каменное ложе Иоанна. Единственным утешением невольника стала молитва. Он отдавался ей во время работы, в минуты отдыха, а иногда его могли увидеть за богослужением в храме. Хозяин уже не препятствовал таким проявлениям религиозности Иоанна, поскольку стал понимать причины благоденствия своего дома.
Ради Иоанна Господь благословил хозяина изобилием. Став богатым, Ага решился на путешествие в Мекку — священный город мусульман. Во время его отсутствия жена устроила праздник в честь паломничества мужа. Угощая гостей пловом, она посетовала, что супруг не может сейчас отведать вместе со всеми свое любимое блюдо. Иоанн тут же вызвался отправить плов в Мекку. Невзирая на смех гостей, вызванный таким заявлением, хозяйка вручила Иоанну сосуд с пловом, будучи уверена, что он или съест плов сам, или раздаст нищим. Вернулся Иоанн через несколько минут, но уже без блюда.
В тот день Ага застал в своей комнате блюдо с дымящимся пловом. Недоумевая о том, кто мог поставить его в запертой комнате, он еще больше удивился, когда увидел на посуде клеймо своего дома…
Уже никто не сомневался в том, что Иоанн — праведник и чудотворец. Хозяева уговаривали его переселиться из конюшни в дом, но Иоанн до конца жизни не оставил своего подвига. Прожил он немногим более 40 лет. Половину из них — в плену. Вскоре после смерти его стали почитать греки.
* * *
Турки и греки искренне друг друга не любили. Эта нелюбовь родилась несколько веков назад, во времена падения великой Византии. То стихая в молчаливой неприязни, то разрастаясь до кровопролитных стычек, это противостояние показало, что жить в мире на одной территории два народа не смогут. Тогда возникла идея обмена населением. В 1923 г. турки, проживавшие на территории Греции, переселились в Турцию. Грекам тоже предстояло вернуться на родину. Два миллиона человек ушли с насиженных мест.
Покидая родной Прокопион, греки забрали мощи Иоанна Русского. Унесли они и название города, дав его имя Новому Прокопиону на острове Эвбея.
Дорога к Неопрокопиону — затейливый серпантин среди оливковых садов, отвесных скал, крошечных горных селений да ослепительных вспышек моря на горизонте. Когда, наконец, попадаешь в городок, то складывается впечатление, что он вырос вокруг храма.
На самом деле храм во имя Иоанна Русского — не самая древняя здешняя постройка, но то, что жизнь города вращается вокруг него, — сомнений не вызывает. Узнав, что пришедшая в храм группа — паломники из Украины, настоятель храма выносит из алтаря сосуд, в котором Иоанн Русский отправил плов своему хозяину.
Впрочем, он не похож на блюдо — это скорее неглубокая чаша с крышкой. Приложившись к святыне, обмениваемся несколькими словами со священником. Для понимания знать язык не обязательно: «евхаристо», «евлогите» звучит для православных,
как пароль.
Для нашего паломника многое в греческом храме непривычно: двухметровые свечи, заунывное пение одинокого певчего, стулья посреди храма, но все равно понимаешь, что тебе здесь искренне рады. Греки знают, что в ковчеге посреди храма лежит твой земляк
Голова слегка повернута влево, руки благообразно сложены на груди, из-под покрывала выглядывают худые ножки. При жизни святой истончился донельзя, но к нему идут и идут, зная, что внешность обманчива.
На раке, посреди цветов, лежат странные медальоны. На них отчеканены изображения рук, ног, человеческого сердца, а вот — изображение ребенка. Сразу понятно, за что человек благодарит — за исцеленный орган или за подаренное дитя. Записанных
чудесных случаев не счесть…
Иоанн Русский кроме родного языка знал еще и язык любви, благодаря которому стал своим и для турок, и для греков. Взирая на его житие, мы тоже можем выучить этот язык, который понятен всякому народу.
По материалам Церковной Православной Газеты №8 (306)
Александр Ворсин