
Сам замок, ставший резиденцией правителей Пфальц-Нойбурга из династии Виттельсбахов (1505-1742 гг.), был заложен на месте бывшего оборонительного укрепления еще в 1527 году пфальцграфом Отто Генрихом Великодушным (1502-1559).

По данным хранящихся в Мюнхене церковных архивных документов, на ее месте уже до 1000 г. существовала часовня Пресвятой Богородицы. Современное здание церкви в стиле маньеризма построено в соответствии с планами придворного живописца и архитектора Й. Хайнц. „Моделью" для „Hofkirche" стала иезуитская церковь Санкт-Михаэля в Мюнхене. Ее начали возводить в 1607-08 гг., однако все внутренние работы завершили только к 1627 г. В октябре 1618 г. церковь освятили в честь Пресвятой Богородицы и она стала называться в народе „контрреформаторской".

За год до освящения фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640), который был родом из немецкого города Зиген, специально для „Hofkirche" написал алтарное изображение «Великого Страшного суда».
Считается, что над этим масштабным полотном трудились от десяти до двадцати художников из мастерской великого мастера кисти, хотя на алтарной картине стоит подпись только Рубенса, слава работ которого на мифологические и религиозные темы гремела в XVII в. во всей Европе.

...Уже сделав первые шаги в Придворной церкви, замечаешь, что в ее нескольких боковых алтарях имеется множество реликвариев с мощами разных святых. Однако самые драгоценные реликварии, искусно выполненные из слоновой кости, находятся перед главным алтарем.
В одном из двух очень похожих друг на друга реликвариях-шкатулках, почивают мощи прмц. Евгении Римской. Реликварий с ее мощами венчает миниатюрная поясная статуэтка Евгении Римской.



Не позднее конца того же V в. о мученичестве прмц. Евгении было написано житие на латинском языке. Во времена раннего Средневековья почитание святой Евгении было очень сильно распространено особенно в Италии и Греции. Oдной из самых известных литературных переработок жития святой Евгении является новелла Готфрида Келлера «Евгения» из сборника «Семь легенд» (1872).
Житие прмц. Евгении Римской известно православным верующим из четьи-минеи Димитрия Ростовского. Евгения, родом римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом (180 - 192) в качестве наместника Египта. Евгения получила хорошее образование и отличалась добрым нравом и красотой. Многие юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Евгения всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое Крещение от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое Крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Император Галлиен (260 - 268) вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время осиротевшая молодая римлянка из царского рода, Василла, услышав о христианах и о святой Евгении, захотела встретиться со святой и написала ей письмо. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое Крещение. Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпеи пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это ее закололи мечом. Святых Прота и Иакинфа потащили в идольский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святые мученики Прот и Иакинф были обезглавлены. Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как всё капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия. Прмц. Евгения предупредила ее о дне смерти. Святую Евгению похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима.
В Баварии святой Евгении молятся против глухоты и одержимости. В Православной Церкви день памяти прмц. Евгении Римской отмечается 6-го января, а в Католической Церкви - 25 декабря.
В Придворной церкви Нойбурга, в одном реликварии с мощами прмц. Евгении почивают и мощи мученицы Христины Тирской, или Больсенской - христианской святой, почитаемой Православной Церковью 6 августа и Католической - 24 июня. (...) Почитание этой святой было распространено в Больсене уже в IV веке, но описание её мученичества составлено только лишь спустя пять столетий. Эксперты считают житие Христины легендарным, не имеющим под собой основы в виде исторического события.

Нойбург - не единственный баварский город на Дунае, где имеются великие христианские святыни. Расположенный от него недалеко город Донаувёрт (Donauwörth), основанный в 1040 г. герцогом Мангольдом I, хранит уникальную ставротеку с частью Животворящего Креста Господня. В 1028 г. эта святыня получена в Константинополе в качестве дара тем же герцогом от императора Константина VIII.
Анатолий Холодюк
Источник: Русская народная линия