
Начало
В жаркий, летний день 3 августа 326 года, ближе к полудню, когда солнце в Иерусалиме было практически в зените, город был необычно для этого времени многолюден. Никто не спешил укрыться в спасительную тень. Общее напряжение разрешилось криками «Смотрите, вон там, несут!». Небольшая группа людей устанавливала на всеобщее обозрение предмет, вызывающий у большинства жителей Римской империи невольный трепет и даже ужас. Это был крест для казни уголовных преступников.
Вокруг него стояли немногочисленные представители Иерусалимской христианской общины во главе с патриархом Макарием. Около патриарха стояла немолодая женщина с красивым, несмотря на годы, лицом и благородной осанкой. Ее знали решительно все собравшиеся в тот день люди. Мать императора Константина царица Елена специально посетила Иерусалим, чтобы обрести святыни Страстей Господних и поклониться им. Почти три века назад на этом кресте был распят Источник Жизни – Господь и Спаситель мира Иисус Христос. Но Он не только умер за грехи мира как Совершенный Человек, но и воскрес как Cовершенный Бог, заложив начало нового мира… Уже у самых первых слабых и разрозненных христианских общин мы видим не только почитание Животворящего Креста Господня - «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18, 22-25) – но и других святынь, связанных с жизнью, смертью и воскресением Спасителя. Евангелия повествуют нам о святынях страстей Господних – Терновом Венце, Хитоне и Погребальных Пеленах Господа.
Новая жизнь святынь в Европе
Сейчас эти святыни обретаются в Европе. Терновый венец – в Париже, Погребальные пелены – в Турине, и хитон Господа – в городе бывшем когда-то одной из четырех столиц Римской Империи – Трире. Именно к ним несколько раз в столетие совершается высокое паломничество, когда святыня открыто предстает перед молящимися. Хитон Спасителя в Трире В 2012 году такое паломничество будет в Трире к Хитону Господа, история которого начинается в Евангелии и продолжается в житие Св. Равноапостольной Царицы Елены – матери императора св. Равноапостольного Константина. В 306 году Константин становится правителем Западной Галлии – Белгики. Столицей этой части империи был Аугуста Треверорум – ныне Трир. Этот большой, красивый римский город давно был самым значимым в Галлии, при Диоклетиане за ним официально закрепляется статус одной из столиц империи. До Константина здесь правил его отец Констанций Хлор.(293-306). В Трир часто приезжает и подолгу живет святая Елена, мать будущего единоличного императора Римской империи. Из Трира в 312 году Константин идет на Рим, с галльскими легионами против Максенция и, накануне решающей битвы, видит знамение Креста и слышит во сне голос Господа, повелевающий начертать крестное знамение на щитах легионеров.
Свободу христианам!
В 313 году, находясь в Милане, Константин издает эдикт, дарующий христианам возможность открыто исповедовать свою веру. Святые епископы трирские - Евхарий и Валерий II - III век После этого события, в корне поменявшего положение Церкви, начинают строиться христианские храмы. Первые три – непосредственно по указу Святого императора Константина. Происходит это после описанного в житие паломничества св. Елены на Святую Землю. Закладываются: храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Гроба Господня и собор во имя святого апостола Петра в Трире. Последний строится для благочестивого сохранения Хитона Господа, который царица обрела на Святой Земле. Землю под строительство храма подарила христианской общине Трира лично святая Елена. Этот город Константин и Елена рассматривают как возможный вариант столицы уже не только Галлии, но и для всей вновь объединяющейся под властью одного человека Римской империи. В Риме много укорененных в исторической ретроспективе консервативных традиций, а Константин – реформатор. Он хочет строить империю не на языческом, но на совершенно ином – христианском основании. Более того, он мечтает о торжестве мировой христианской цивилизации. И поэтому его мать, утвердившаяся к тому времени в любви ко Христу, помогает своему сыну во всех делах и совершает паломничество в Иерусалим.
Хитон Спасителя
Христианские общины, после веков гонений переживающие все происходящее как чудо, с радостью открывают для святой Елены святыни, связанные с жизнью Спасителя, Божией Матери, святых апостолов, которые удалось сохранить во время преследований. Святая Елена обретает в Иерусалиме Хитон Господа, который достался воинам у Креста Спасителя. «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий...» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19). Эту величайшую святыню, а также часть мощей святого апостола Матфея – одного из семидесяти, она направляет в Трир. Хитон Христа с ликованием встречают христиане города и с благоговением полагают его в основанный по распоряжению святого Константина храм во имя святого апостола Петра. Мощи святого апостола Матфея Позднее, чтобы лучше сохранить святыню, ее обшивают, как некую драгоценность, со всех сторон в виде тканого ковчега. Историческим документом, рассказывающим об этом событии, является летопись „ Augusta Treverorum“ XI. Профессор Трирского университета доктор Кетенхофен датирует документ еще более ранним временем. Известны чудеса, происходящие от святыни. Они записаны в отдельную летопись. Святая Елена преставилась о Господе в 328 году. По свидетельству Евсевия Памфила, она скончалась на руках своего сына – святого Константина. Так как Константин в то время находился в Трире, вероятнее всего, это событие произошло в этом городе. Позже мощи святой Елены были перенесены в Рим, а значительная их часть в восьмом веке оказалась во Франции, но глава святой равноапостольной царицы Елены почивает в Трире по сей день.
Со всех концов земли

Тимофей Китнис