Самый маленький из них – Армянский квартал. С востока и юга Армянский квартал защищают стены Старого города, с севера Армянский квартал соседствует с Христианским кварталом, а с запада с Еврейским кварталом.
Армяне поселились в Иерусалиме в IV в. Следует отметить, что Армянское царство было первой страной, которая признала христианство государственной религией. Это произошло в 301 г. и за 24 года до провозглашения христианства как государственной религии в Византийской империи. В IV в. многочисленные армянские паломники потянулись в Иерусалим, а некоторые из них решили не возвращаться на родину и стали селиться в Старом городе. Современные границы Армянского квартала сформировались еще в XVII-XVIII вв.
Сионские ворота. Архивное фото XIXв.
В Армянский квартал можно попасть через Яффские (остановка автобусов следующих из Нового города) и Сионские ворота. Патриархия Армянской Православной Церкви располагается в центре квартала. На ее железных воротах написано: «Эти ворота сооружены по инициативе патриарха Крикора в 1646 г.». Здесь также расположена духовная семинария, библиотека с 30 тыс. книг и старинными манускриптами, некоторые из которых относятся к XIII в., также действует музей представляющий историю, культуру и искусство армянского народа.
Интерьер собора. Архивное фото ХХв. Маттсон.
Собор св. ап. Иакова является главной армянской церковью. Это, несомненно, одно из самых красивых зданий Иерусалима. Возведен он был на месте захоронения св. ап. Иакова, погибшего в 44 г. Он был казнён по приказу царя Иудеи Агриппы I, прозванного Иродом. В капелле, считающейся святым местом собора, захоронена отсеченная голова казненного апостола. Этого апостола Иакова, брата евангелиста Иоанна, принято называть Иаковом, сыном Зеведеевым, или Иаковом Старшим. По-армянски Большой Иаков называется Сурб Акоп, инициалы этого имени стали символом Армянского патриархата. Этот символ украшает фасады армянских домов в Старом и Новом Иерусалиме. Собор был освящен и в честь Иакова Младшего, первого епископа иерусалимского, называемого в Евангелиях братом Иисуса. Он первый положил основание благочинию и по внушению Святого Духа составил Божественную литургию.
Вначале над этим местом была построена небольшая византийская церковь. На месте разрушенной церкви крестоносцы в XII в. возвели храм в честь св. ап. Иакова. Современный ансамбль собора св. ап. Иакова включает строения XII—XVIII вв.
Четыре колонны по центру собора поддерживают свод, сквозь который мягкие лучи солнечного света деликатно освещают фрески на стенах. К потолку храма подвешено множество масляных ламп. Они вместе со свечами и дневными лучами солнечного света создают неповторимую атмосферу и потерю ощущения времени.
С левой стороны от входа в собор расположены три небольшие часовни. В первой находится могила Макария, епископа Иерусалима в IV в., вторая посвящена Св.Минасу, причисленному к лику святых армянской церковью. Третья часовня построена на месте гибели и захоронения апостола Иакова, здесь находится рака с мощами Св.Иакова. Здесь похоронена голова апостола. По традиции считается, что его тело погребено в Испании, в знаменитой церкви Сантьяго-ди-Компостела.
В самом храме находятся три придела. Центральный посвящён св. ап. Иакову, под ним похоронен св. Иаков-младший, правый — св. Иоанну Крестителю, левый — Деве Марии.
За оградой алтаря стоят два кресла-трона. Одно из них – более скромное – для Патриарха, а более богатое, украшенное балдахином, оставлено как трон для самого св. ап. Иакова.
В дни великих праздников первое занимает патриарх армянский, второе кресло никогда не занимается. Лишь один раз в году, в день Св.Иакова, Патриарх поднимается к подножию этого трона, но не садится на него.
В три часа дня совершается церковная служба, храм открывается ровно на полчаса. Самого собора с улицы не видно. Чтобы попасть в него надо свернуть в проход, обозначенный надписью на французском и армянском языках.
Архивные фотографии Армянского квартала начала ХХ в. Маттсон