

Во время раскопок были найдены остатки городской внешней и внутренней стены, арка с двумя колоннами, остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой в IV в. Конрад Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.
Стало понятно, что на таком месте, ценном для всего христианского мира, а также единственном месте Крестного пути, принадлежащем Русской Православной Церкви, строительство российского консульства неуместно. Было принято решение возвести здесь храм. Но возник ряд проблем, поскольку строительство церкви на подворье требовало согласий Иерусалимского Патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Глава османской империи запрещал любое строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а Иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства – Храмом Воскресения Христова. Одним из условий Иерусалимского Патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому Обществу, в доме которого она будет находиться.

Храм во имя блгв. кн. Александра Невского – это самое большое помещение подворья. Украшает его деревянный резной двухъярусный иконостас, ведущий свою историю ещё с византийских времён. Высота литургического зала 10 метров, длина 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который учёные и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведённого им в IV веке. В торце западной стены висят 14 живописных икон в чёрных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой.
Вдоль северной и южной стен храма находятся 16 образов аскетов, праведников и исповедников. Образы святых исполнены в строгой живописной манере в рост, в строгих чёрных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Это святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, Иоанн Дамаскин и Порфирий, архиепископ Газский, великий Варсонофий и архиепископ Кирилл Алевский, преподобные Иоанн Хозевит и Феоктист Постник, Герасим Иорданский и Илларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Евфимий Великий и Великий равноапостольный император Константин и его мать святая равноапостольная Елена.

Помещения большого двухэтажного Александровского подворья предназначались для храма, комнат паломников, приемных залов, библиотеки и музея с богатой и интересной экспозицией.
На первом этаже Подворья сразу же при входе расположена Приёмная комната или как называют её «Царская». Следует уточнить, что ни император Александр III, ни Николай II никогда здесь не бывали. Возможно, название произошло от интерьера этого зала и царских портретов.
На второй этаж Александровского Подворья ведёт старинная деревянная лестница, выходящая в коридор и объединяющая комнаты для священнослужителей, библиотеку и архив.
В подвальном помещении Подворья два коридора объединяют три небольшие комнаты, предназначавшиеся ранее для проживания служащих и цистерну, вмешавшую 15 760 вёдер воды.
На террасе, примыкающей к храму, находятся общие палаты, для размещения паломников.
С одной стороны – над музеем и ризницей, а также над жилыми помещениями Подворья с противоположной стороны, существует плоское покрытие в виде террасы, откуда открываются незабываемые виды на Старый город.
архивные фото www.ippo.ru