В Иерусалиме четыре квартала: христианский, еврейский, мусульманский и армянский. Последний самый маленький и менее доступный для посещения. На территорию монастырей паломников пускают два раза в день. На ночь ворота запирают. Но, не смотря на внешнюю закрытость, армяне всегда рады гостям…
Итак, в добрый путь…
Армянское Царство — это первое государство, которое после обращения царя Трдата III в 301 году нашей эры признало Христианство государственной религией. Причем, на 25 лет раньше провозглашения христианского государства Византия императором Константином Великим.
Армянские паломники потянулись на Святую Землю. Армяне селятся в Иерусалиме, и к XII веку армянский квартал достиг своих нынешних размеров. Армянской Апостольской Церкви принадлежат престолы в Храме Гроба Господнего, в Храме Успения Божьей Матери и в Храме Рождества в Вифлееме.
Оказавшись на улицах Арарат и Армянской Патриархии — сразу отмечаешь неповторимую атмосферу древности. Квартал был густо населен армянскими семьями. В XX веке они бежали в Иерусалим из Турции, спасаясь от геноцида. Со временем количество населения достигло 16 тысяч. Сейчас армян в Иерусалиме в десять раз меньше. Но, не смотря на это, колорит и самобытность армянского квартала не похожи ни на что другое в Старом городе. Это выражено в культуре, искусстве и богослужении.
Армянский кафедральный собор…
… считается одним из самых красивых храмов Иерусалима. Он был сооружен в XI веке над местом захоронения апостола Иакова, казненного царем Иродом Агриппой примерно в 37 году нашей эры. В церковной истории этого апостола именуют братом Господним, так как считается, что он был сыном Иосифа Обручника и сводным братом Иисуса. Иаков стал во главе первой христианской общины, за что был убит. Его мощи почивают в кафедральном Соборе святого Иакова, который отличается великолепием и древностью.
Лампады создают неповторимую игру света и красок, мистическую и таинственную атмосферу. Их порядка 200, они подвешены к купольному своду, большая часть горит постоянно. Раньше над каждой лампадой было подвешено пасхальное яйцо, позднее их заменили на стилизованные керамические, разных размеров и цветов, украшенные ангелами, крестами и цветами. Согласно легенде яйца над лампадами появились, чтобы перекрывать ход мышам, которые лазили по цепям и выпивали лампадное масло.
Богослужения ведутся на армянском языке, поют сами монахи
В соборе есть два входа — правый традиционно используется женщинами, а левый — для мужчин и духовенства. Два небольших алтаря (Святого Георгия, и Святого Николая) закрыты медными створками,
Два старинных била, деревянное и медное, подвешены у входа в храм в древние времена, извещают о начале богослужения. Во дворе собора и внутри висят живописные полотна, на которых изображены библейские сюжеты, армянские цари, святые и мученики. Главный алтарь посвящен святому Иакову, правый — Деве Марии, левый — святому Иоанну Крестителю. На правой стороне собора есть искусно украшенная дверь, как бы спрятанная между двумя колоннами. Она ведет к церкви святого Эчмиадзина. Здесь есть Синайский алтарь, а под ним три камня: с Горы Синай, с Горы Фавор и из реки Иордан.
Каждый уголок армянского монастыря украшен изразцами ручной работы. По всему кварталу их великое множество. Только в маленькой церкви святого Эчмиадзина — около 64. Они были созданы в XVIII веке в городке Кютахьи, расположенном в 200 километрах от Стамбула. С XIV века он считается городом армянских художников. Армянское искусство великолепно и своеобразно.
Армянские ремесла
Путешествуя по Иерусалиму, от вашего внимания не уйдут окна мастерских, где трудятся армянские гончары и художники. Смело открывайте дверь с колокольчиком и переноситесь в яркий мир птиц, рыб, цветов мандарина и плодов граната. Гончарное дело в Армении берет свое начало в IX веке до нашей эры. Тогда посуда, кувшины, вазы и другие предметы изготавливались без орнамента. Со временем стали появляться рисунки, сформировалась технология их нанесения и высушивания.

Главные события в истории армянского народа — принятие Христианства и изобретение алфавита, повлияли на тематику искусства. Вдохновленные мастера рисовали библейские сцены, иллюстрации с древних манускриптов, украшая сюжеты изображениями лилий, винограда, лотоса, ланей, птиц и рыб. Все это объединилось в единый стиль и стало именоваться «армянской керамикой», которая популярна во всем мире.
Керамика состоит из глины с кварцевым песком и извести. Смесь формируют либо по шаблону, либо на гончарном круге, а затем обжигают в печи при температуре 900 градусов. Рисунок подготавливается и тщательно копируется. Контуры обводятся черным цветом, затем раскрашиваются и покрываются специальной глазурью. Затем изделие высушивается при температуре 1000 градусов. Красно-синие, сине-белые, зеленые тарелки, кувшины, столики и подносы — все это радует глаз и придает жизненной энергии. Наиболее популярное изделие — керамический гранат. Символ граната — это дружба армян. Как маленькие зерна сидят вместе в одном плоде, так и армяне должны быть одной семьей.
В 1896 году при закладке фундамента недалеко от Дамасских Ворот Иерусалима был обнаружен мозаичный фрагмент размером 6,5 на 3 метра. Эта неповрежденная мозаика составлена из изображений 20 видов птиц, и является уникальным образцом армянского искусства, на ней надписано на армянском языке: «В память и искупление всех армян, чьи имена известны только Богу».
Армянский монастырь
Вход в него расположен рядом с собором святого Иакова. Во время израильско-арабской войны 1948 года в стенах обители нашли убежище многие жители города. Тогда здесь открыли дополнительную пекарню. Позже она переехала в центр квартала и специализируется на выпечке армянской пиццы «лахмаджун» — это сочетание муки, рубленого мяса, овощей и изобилия специй. На территории монастыря есть медицинский центр, книжный магазин и типография. Она была создана епископом Закарией и считается первой в Иерусалиме. Оборудование и буквы изготовлены вручную.
Армянский алфавит был создан Месропом Маштоцом в 405 году и является гордостью народа. Нынешний армянский издательский дом на Святой Земле, оснащенный компьютерами и современным оборудованием, выпускает множество светской и духовной литературы на армянском языке и не только. Особой популярностью пользуется журнал «Сион», издающийся с 1866 года.
Массивные черные металлические двери ведут в жилые помещения братства святого Иакова. На армянском это место называется «Бартизатаг» — садовый квартал. Здесь братские кельи и комнаты для паломников. Есть библиотека, открывшаяся в 1901 году, и названная в честь мецената Гюльбикяна. Сегодня это крупнейшее книгохранилище в Старом городе, площадью 418 квадратных метров, где хранятся тысячи книг на разных языках. Рядом музей и армянская школа переводчиков Библии.
Монастырь Святых Архангелов
В глубине армянского квартала уютный и полюбившийся украинским паломникам монастырь Святых Архангелов. Его настоятель отец Гевонд (Оганесян) ведет активную миссионерскую работу, издает книги и журналы, работает с молодежью, вдет рубрику «Вопросы священнику» в Интернете, проводит духовные беседы с паломниками из разных стран. Он также является пастырем армянского населения вне стен монастыря. По канонам Армянской Церкви дважды в год, после Рождества и Пасхи, должны освящаться дома верующих.
Монастырь стоит рядом с местом, где во времена Иисуса находился дом первосвященника Анны. Здесь растет древнейшая олива, к которой, по Преданию, привязали Иисуса в ночь ареста. Во время допроса во дворе дома первосвященника Анны один из служителей ударил Спасителя по лицу, отчего ангелы закрыли глаза. Так монастырь получил свое название. Говорят, что древнее раскидистое оливковое дерево обладает чудотворными свойствами. В старинных монастырских книгах описаны случаи исцеления от бесплодия и других болезней. Внутри церкви слева есть комната, которая ранее находилась в доме первосвященника Анны. В ней Иисуса держали, пред тем как отвести к Каиафе.
Эту часовню называют Первой Темницей Иисуса. По левую сторону церкви находится древняя крещальная купель, окруженная армянскими крестами, обнаруженными недавно, во время реставрационных работ.
Сейчас в обители один монах — отец Гевонд. Ранее это был женским монастырь с множеством насельниц. Они жили в маленьких кельях здесь же. Но со временем, в Армянской церкви Иерусалима не осталось женщин-монахинь, а в кельях теперь живут армянские семьи.
Напротив Сионских ворот справа — закрытая для посещения часть армянского квартала — армянское кладбище, могилы армянских патриархов и важное место для всех христиан — Дом первосвященника Каиафы. А точнее — храм на месте этого печально известного строения. Достаточно вспомнить Евангельские события, чтобы понять, какую роковую роль сыграл этот отрезок земли в истории человечества. Но, к сожалению, сегодня эта территория заброшена, строения поросли травой, от древней церкви остался лишь алтарь, как бы напоминая человечеству о его греховности, и часто, упорном нежелании становиться лучше.
В VII веке нашей эры на Святой Земле армянам принадлежало около 70 монастырей, сейчас их около десяти. Многие из них находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта.
P.S. Будем верить, что восстановление здесь армянских реликвий еще впереди. И многие поколения паломников будут преклонять здесь свои колени.
Автор фото и текст: Елена Каретник, журнал "Путь Пилигрима"