Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари. Возникновение Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды. Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери. Чудеса Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону. По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной. Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Известно три списка иконы, сделанных в различное время: 1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку.[6] Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века.
Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.2.Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове) 3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва) Иконоборчество В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки. В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса. Упадок После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь. Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней. При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее. Краткая история иконы По преданию, Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и послана в дар правителю Антиохии. По другой версии, ее создали христиане города Никомедии в начале IV века, когда свирепствовали гонения императора Диоклетиана. Икона исполнена рельефно из воскомастики, в которую добавлены частицы святых мощей. Потом святыня оказалась в Иерусалиме. В первой половине V века императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия II, путешествуя по Святой Земле, отправила икону в дар сестре императора Пульхерии в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме Пресвятой Богородицы – отсюда явилось ее название. Она не раз чудесно защищала Второй Рим. Именно с этой иконой в 626 году патриарх Сергий обошел стены Константинополя, осажденные аварами, после чего те бежали прочь, и в честь этого чуда был установлен праздник Похвалы Богородицы. Византийские императоры имели обычай брать Влахернскую икону с собой в военные походы. После падения Константинополя в 145З году Влахернская икона была перенесена на Афон, а потом прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал ее на Лобном месте. В послании от протосингела Иерусалимского патриарха Гавриила говорилось: «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей России и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям». Икону поставили в Успенский собор. Отныне царь Третьего Рима тоже брал ее с собой в военные походы, а список был пожалован «именитым людям» Строгановым. Так Влахернская икона оказалась в Кузьминках. Источники: Википедия Православие.РУ |
Современная церковь на месте древней Внутри храма Чудотворная икона. Хранится в храме в России. Строгановский список. Хранится в Третьяковской галерее |
Влахернская церковь Богородицы (Турция)
[Друк сторінки]ФИЛЬМИ ЗА ТЕМОЮ
Город подобный небу (Константинополь) (Турция) Этот фильм – о прошлом Константинополя и о современном Стамбуле, единственном в мире городе расположенном на двух контенентах, города христианской и исламской цивилизации.
Святая великомученица Варвара Этот фильм посвящен тысяче семисотлетию мучительной кончине святой Варвары, которая не смотря на все запреты уверовала в истинного Бога и тайно приняла крещение.
У ПОШУКАХ ПРАВОСЛАВНОГО КОНСТАНТИНОПОЛЯ Саме тому сюди вартує хоч раз приїхати православній людині. Відвідуючи виключно місця, де Православна Церква по-справжньому жива, ми ризикуємо не отримати найважливішого у нашому житті уроку – віру і Церкву треба зберігати та оберігати.
СВЯТИНІ ЗА ТЕМОЮ
По стопам святителя Николая В любом человеческом наречии есть слова, которые на миллионы людей действуют как пароль. Эти слова будто напоминают нам, что когда-то наши предки принадлежали одной семье, а всё население планеты можно было разместить на одном Ковчеге. Таково имя святителя Николая.
Святая София. Турция После постройки этого храма в рекордно короткий срок, за 6 лет (532-537 гг.) Юстиниан воскликнул : «Соломон ! Я превзошел тебя!l». Именно этот храм долгое время считался самым большим в мире! По подобию этого храма была построена София Киевская.
Миры Ликийские. Храм св. Николая Не только руины древнего города Демре манят к себе туристов со всего мира. Именно здесь жил, проповедовал и почил святитель Николай. К его мощам спешили поклониться христиане – так Миры стали местом паломничества и святой веры.
Иераполис. По следам св. апостола Филиппа. Турция Уже издали, подъезжая к этим местам, можно видеть необыкновенное зрелище: белоснежные террасы, представляющие собой наплывающие друг на друга природные чаши-ванны
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда В 1453-м под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились
Великая Церковь (Турция) Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города. Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города -- византийцев.
КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.1 Полуостров Малая Азия, где находится территория современной Турции, богата историческими и христианскими памятниками древней Византии. В первой части паломнических записок автор рассказывает о своей поездке по юго-западной части побережья Средиземного моря, где были расположены древние города: Атталия, Пергия, Тарс, Селевкия Пиерия, Силифке, Антиохия Сирийская, не раз упоминаемые в книге Деяния святых апостолов
КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.2 Во второй части паломнических записок автор продолжает рассказ о других античных городах – Иконии, Антиохии Писидийской, Листре и Дервии, где проповедовал апостол Павел во время первого миссионерского путешествия по Малой Азии.
КОГДА СРЕДИ РУИН ДРЕВНЕЙ ВИЗАНТИИ ЦВЕТЕТ АБРИКОС, Ч.3 В заключительной части паломнических записок автор рассказывает о христианской Каппадокии, древней ее столице – Кесарии, о пещерных храмах в Гёреме, бывшем городе православных греков – Синасосе и городе подвигов святого Иоанна Русского – Прокопеоне.
Влахернская церковь Богородицы (Турция) Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари.
19 грудня день Святого Миколая 19 декабря день Святого Николая Святий Миколай, Миколай Чудотворець, Миколай Угодник – як тільки не називає народ. Він вважається одним із найшанованіших святих у світі. І його шанують не лише християни!